Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Болгария возвращает порт, который арендует «Лукойл», под контроль государства: причины и последствия

Болгария возвращает порт, который арендует «Лукойл», под контроль государства: причины и последствия

Президент Болгарии назвал безответственным отказ в аренде «Лукойлу». Ранее парламент принял поправки о досрочном расторжении 35-летней аренды российской компанией терминала «Росенец». По мнению президента Румена Радева, это решение было неконституционным и не учитывало интересы потребителя, а также может привести к росту цен на топливо в Болгарии

Внутриполитическая ситуация в Болгарии сложная. За последние два года в стране прошло пять парламентских выборов. Последние — в апреле 2023 года. По оценке Associated Press, Болгария долгое время не могла сформировать жизнеспособную правящую коалицию. В итоге в стране установили ротационное управление: весной следующего года нынешний премьер Николай Денков и вице-премьер Мария Габриэль поменяются местами.

Политический кризис ведет страну к зависимости от Евросоюза. Решение разорвать контракт с «Лукойлом», так спешно принятое в конце июля, открыто подкреплялось стремлением вступить в Шенген. Продолжает профессор ВШЭ, руководитель отдела черноморско-средиземноморских исследований Института Европы РАН Екатерина Энтина:

«Для сегодняшних политических элит основная тактическая задача — это включиться в Шенгенскую зону как можно быстрее и как можно быстрее получить следующие транши на проведение внутренних реформ. Второй момент — это, естественно, американское давление, которое оказывается в первую очередь по линии как можно более сильного разобщения с Россией. Но вместе с тем оно важно и с точки зрения геостратегического противостояния. Порт, который арендовал «Лукойл», — второй порт по значению в Болгарии, он не очень крупный, но сегодня американская политика в Юго-Восточной Европе осуществляется таким образом, что ее задачей является выхватить все существующие ресурсы и все существующие потенциальные возможности у России для влияния на инфраструктуру Юго-Восточной Европы. Я думаю, что история с портом Бургас вписывается в эту общую парадигму максимального лишения возможности России оперировать на Черном и Средиземном морях со стороны Юго-Восточной Европы».

Болгарское временное правительство, которое ушло в отставку в июне, ранее добилось от Евросоюза освобождения от санкций на поставки «Лукойла» на НПЗ страны. Объяснялось это стремлением избежать дефицита топлива и ущерба экономике страны. Также утверждалось, что у Болгариии нет альтернативного поставщика топлива. Таким образом удалось отсрочить эмбарго на российскую нефть до конца 2024 года.

Но полагаться на это решение не стоит, и «Лукойл», скорее всего, даже выигрывает из-за освобождения от аренды болгарского порта, считает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«Эскалация конфликта России и Европы в плане активов и санкций приводит к тому, что, может быть, это исключение будет снято и раньше. Встает вопрос: зачем тогда «Лукойлу» терминал для приема нефти, если он не сможет поставлять свою же нефть на свою же переработку? Вся эта схема разваливается. В этом плане большой вопрос, кому выгоднее разрыв подобного соглашения — «Лукойлу» или Болгарии. Если сейчас с «Лукойлом» разорвать соглашение, не факт, что они найдут какого-то другого управляющего, который будет готов регулярно платить довольно большие деньги на долгосрочной основе. Для Болгарии это экономические риски. Из-за своей антироссийской политической позиции они в очередной раз наступают на те же грабли. Им выгодно было, наоборот, держаться за «Лукойл» и требовать от него выполнения условий контракта. А тут они, по сути, освобождают «Лукойл» от обременительного для него договора».

Игорь Юшков согласен со словами президента Румена Радева относительно того, что бензин в стране теперь, вероятно, подорожает. Сейчас «Лукойл», по сути, контролирует всю цепочку поставки нефти на болгарский НПЗ. Когда ее часть перейдет к другой компании, тарифы могут измениться.

Поправки об отмене концессии «Лукойла» на терминал «Росенец» теперь проверит Конституционный суд по просьбе президента. В этот же день депутат парламентского комитета Болгарии по энергетике Делян Добрев заявил, что правящие партии будут работать над тем, чтобы отменить освобождение «Лукойла» от санкций, то есть полностью перекрыть основные поставки топлива в страну.

Источник: BFM.RU, 04.08.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики