Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Скидки кончились. Россия заняла жесткую позицию по нефти

Скидки кончились. Россия заняла жесткую позицию по нефти

Российская Urals впервые за год превысила санкционный потолок и продолжает дорожать. Сказывается сокращение экспорта. Да и ОПЕК+ не увеличивает урезанные ранее поставки. О плюсах и минусах политики искусственного дефицита — в материале РИА Новости.

Меньше, да лучше

Из-за низкого спроса в пандемию в ОПЕК+ добычу снизили на 9,7 миллиона баррелей в сутки. Год назад собирались вернуться к прежним показателям, однако в ноябре 2022-го, наоборот, уменьшили на два миллиона. В 2024-м урежут еще на 1,4 миллиона.
 
Но ситуация до сих пор не стабилизировалась, и некоторые производители предпринимают дополнительные меры. Так, Алжир убрал с международного рынка 20 тысяч баррелей в сутки, Саудовская Аравия — миллион. Россия решила не менять добычу, но снизит поставки за рубеж на 500 тысяч в августе, а с сентября до конца года — на 300. 
Всего ОПЕК+ уменьшил поставки на десять процентов, отмечает эксперт в области энергобезопасности Игорь Юшков. По его оценкам, наибольший вклад в натуральном выражении внесли Эр-Рияд и Москва, добывающие сейчас по 9,5-10 миллионов баррелей в сутки.

Простые расчеты

В результате Urals торгуется выше того, что заложено в бюджет (70 долларов за баррель), а Brent — по 84 доллара. Хотя основные покупатели не приняли западные ограничения, Россия продавала нефть с дисконтом — ниже потолка в 60 долларов. "Скидку давали из-за рисков: вторичные санкции, сложности с оплатой и логистикой. Теперь эти вопросы решены, уменьшается и дисконт. Например, для крупнейшего покупателя — Индии — это всего четыре-пять долларов", — объясняет Юшков
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин добавляет, что из-за высокого спроса Индия и Китай перебивают друг другу цены.
 
По данным Минфина, нефтегазовые доходы за первое полугодие на 47 процентов меньше, чем за тот же период 2022-го. Газ тогда стоил очень дорого (до двух тысяч долларов за тысячу кубометров), а поставки сократились только летом: перекрыли газопроводы через Польшу, "Северный поток — 1", ограничили подачу через Украину. "В конце весны нефть уходила по цене больше 100 долларов за баррель, до марта к тому же на нее не было скидок", — уточняет Юшков.
 
Теперь газ стоит 300-400 долларов. Да и экспорт снизился. Нефть тоже подешевела. Правда, аналитики указывают, что Минфин пользуется данными агентства Argus, а там склонны приуменьшать средние цены. Так, приводит пример Юшков, последние несколько месяцев Urals торговалась выше 60 долларов, но Argus считал по 50-55.

Кому нужнее

По мнению специалистов, сокращением экспорта при том же уровне производства правительство пытается убить двух зайцев: сохранить бюджетные поступления и снизить цены на внутреннем рынке. 
"С одной стороны, излишки нетрудно продать и позже, с другой — речь идет лишь об экспорте сырой нефти, значит, ее можно переработать и пополнить бюджет пошлиной на нефтепродукты", — рассуждает Юшков. Кроме того, добавляет он, если трейдеров заставить понервничать, цены вырастут и без реальных сокращений.
Тем не менее избыток сырья не помешал бы на внутреннем рынке. Это сдержит цены на бензин. Но чем слабее рубль и выше ставки за рубежом, тем выгоднее экспорт, отмечает Пикин. Производители могут этим воспользоваться.
 
К тому же с первого сентября правительство урезает выплаты нефтекомпаниям. "На оптовом рынке цены растут, в начале года были в два раза ниже. Это ощущают и автолюбители, хотя на АЗС скачки не такие резкие", — говорит Пикин.

Государство следит за тем, чтобы продавцы не превышали уровень инфляции. При благоприятных условиях цена бензина не меняется, а в кризисные моменты увеличивается постепенно. Однако удешевления топлива ни оптовикам, ни потребителям ждать точно не стоит.

Автор: Наталья Сарапина

Источник: РИА Новости, 10.08.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики