Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Решит ли энергомост Россия-Азербайджан-Иран проблему электроснабжения в Дагестане

Решит ли энергомост Россия-Азербайджан-Иран проблему электроснабжения в Дагестане

На фоне острого энергетического кризиса в Дагестане появились подвижки в вопросе реализации проекта энергомоста между Россией, Азербайджаном и Ираном.
 
Проблема веерного отключения электроэнергии в Дагестане в нынешнем году стала головной болью как для населения, так и властей. Из-за аномальной жары на днях порядка 60 тыс. человек остались без электроснабжения в Дагестане.
 
Ранее в среду загорелись трансформатор в Махачкале и подстанция в Дербенте. Из-за нагрузки на подстанции были введены временные отключения в Махачкале, Каспийске и Дербенте.
 
Глава Дагестана Сергей Меликов обратился к правительству России с просьбой профинансировать необходимые работы, что позволит существенным образом повысить качество электроснабжения в республике.
 
На фоне этих новостей накануне стало известно, что подготовка технико-экономического обоснования проекта объединения электроэнергетических систем России, Азербайджана и Ирана (энергомост) завершится к концу 2023 года.
 
Проект синхронизации линий электропередачи между тремя странами для последующего электроэнергетического свопа обсуждается с 2005 года. Стороны подписали соглашение о его реализации только в 2019 году, но к техническим работам по проекту еще не приступили.

Проблема не в обеспечении, а в распределении

Происходящее в данном случае можно объяснить только одной причиной – генерирующих мощностей хватает, но есть проблемы в распределении, считает глава Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан.
 
"В России - от Ростова до Северного Кавказа - температура воздуха сегодня составляет 39 градусов, и в Дагестане, естественно, наблюдается сбои в стабильном обеспечении электроэнергией. В России единая система энергоснабжения – с советских времен имеется инфраструктура централизованного обеспечения. Происходящее в данном случае можно объяснить только одной причиной – генерирующих мощностей хватает, но есть проблемы в распределении", - рассказал Шабан Sputnik Азербайджан.
 
То есть, пояснил эксперт, трансформаторная станция и распределительные системы не могут довести поступающую электроэнергию до потребителей.
В этом смысле в Азербайджане ситуация гораздо лучше, потому что страна за последние пять лет, то есть с 2018 года, вложила огромные средства в электрораспределительную систему и расширение соответствующей инфраструктуры, рассказал Шабан.
 
"В этом смысле не думаю, что Россия сейчас нуждается в азербайджанской электроэнергии для покрытия ее нехватки в Дагестане. Проблема - в электроэнергетической сети Дагестана", - отметил эксперт.

Почему важен обмен электроэнергией

При этом, добавил Шабан, Азербайджан с Россией всегда осуществляли обмен электроэнергией - как в советское время, так и в годы независимости.
Так, потребление электроэнергии в любой стране происходит неравномерно, и оно меняется в течение дня. Пик потребления приходится на дневное время, а спад - на ночное.
Поэтому, отметил эксперт, странам легче и выгоднее получать необходимую электроэнергию в пик ее потребления путем импорта из соседних государств.
 
"В этом смысле Азербайджан - нетто-экспортер. Если посмотреть на данные за прошлый год, то АР экспортировала 3,8 млрд кВт/час электроэнергии, а импортировала около 150 млн кВт/ч. Видите, какая большая разница!", - подчеркнул Шабан.
 
То есть, добавил эксперт, Азербайджан больше помогает соседям в вопросе электроснабжения. На сегодняшний день АР производит перетоки электроэнергией с соседними странами, за исключением Армении.
 
"Об энергетическом мосте говорят около 20 лет. Мы на своей территории все сделали, у нас инфраструктура готова. Азербайджан построил две новые магистральные ЛЭП в направлении Ирана. Россия же должна расширить на своей территории ЛЭП Яшма-Дербент, построив новые высоковольтные линии электропередачи", - резюмировал собеседник Sputnik Азербайджан.

Интеграция - залог безопасности энергосистем

За счет развития трансграничной энергетической инфраструктуры повышается энергетическая и экономическая связанность регионов нескольких стран, и поэтому энергосистема работает более надежно, считает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.
 
То есть, отметил эксперт, если случится какая-то авария и надо будет обеспечить электроэнергией соседнюю страну, то это нормальная практика энергетической интеграции, которая существует во многих регионах мира.
 
"Когда проект [энергомоста] только начал обсуждаться, в Иране сообщили об избытке электроэнергии зимой, а летом ее много тратится на кондиционирование. Как раз на Северном Кавказе рост потребления электроэнергии также приходится на летнее время. Поэтому я думаю, что энергетическая связанность - это правильный шаг. Но это не какое-то волшебное средство, чтобы предотвратить отключения электроэнергии именно в летний период", - рассказал Митрахович Sputnik Азербайджан.
 
Эксперт считает, что энергомост может помочь Дагестану или другому региону РФ в период возможных аварий. Также можно будет использовать его для передачи электроэнергии в обоих направлениях, что очень важно.
 
В то же время Митрахович отметил, что проект энергомоста между тремя странами стратегически более важен для Азербайджана, так как он находится на перекрестке Европы и Азии.

"Для России же этот проект больше носит региональный характер, тогда как для Азербайджана - транснациональный и интеграционный. Азербайджану будет удобно, если электроэнергия будет передаваться по его территории транзитом. Проект интересный, но я не думаю, что сам факт его реализации решит все проблемы, связанные с тем, что именно летом бывает отключения на Северном Кавказе", - сказал Митрахович.

Автор: Айгюль Тагиева

Источник: Sputnik Азербайджан, 12.08.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики