Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Почему растут цены на бензин на биржах и АЗС - мнение

Почему растут цены на бензин на биржах и АЗС - мнение

Эксперт указал на причины роста биржевых и розничных цен на топлива в России

Попытка "силового" регулирования топливного рынка России при помощи ограничения импорта приведет к снижению доходов федерального бюджета, при этом не сможет кардинально повлиять на стоимость бензина внутри страны. Такое мнение в эфире радио "Спутник в Крыму" озвучил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.
 
Биржевые цены на основные виды автомобильного топлива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) показывают устойчивый рост на протяжении нескольких недель. При этом часть экспертов объясняют этот факт сезонными факторами: пиковым спросом на автомобильное топливо в период отпусков и сезонными ремонтами на нефтеперерабатывающих заводах. Гость студии выразил мнение, что причины настоящего подорожания залегают значительно глубже.
 
Эксперт подчеркнул, что рост оптовых цен в этом году начался задолго до всех сезонных пиков. Более того, стоимость топлива в рознице начала догонять опт. Это связано в первую очередь с экспортными перспективами компаний, а также особенностями налоговой политики.
 
"У российских компаний есть экспортная альтернатива как на поставку нефти, так и поставку нефтепродуктов. Они сумели приспособиться к западным санкциям, наладить экспорт. Поэтому компаниям гораздо выгодней продавать топливо в Азию и другие регионы, чем внутри страны", – пояснил Митрахович.
 
Такая позиция выгодна и правительству страны, поскольку позволяет за счет полученных налогов наполнять бюджет, финансировать государственные расходы от социальных до военных.
 
"Но есть и оборотная сторона: если на внешнем рынке товар стоит больше и есть способ его экспортировать вопреки санкциям, то нефтяные компании (государственные или частные) будут стараться поставлять нефтепродукты за рубеж", – продолжил эксперт Фонда национальной энергетической безопасности.
 
Увеличение объемов поставок на внутренний рынок при этом оказывается гораздо менее выгодным, так как приносит прибыль в гораздо меньших объемах.
 
"Когда компания экспортирует – это значит, что национальная экономика зарабатывает. Если запретить экспортировать бензин, сырье для его производства или сырую нефть, то за счет каких источников будут компенсированы порядка 40% бюджета, на которые приходятся нефтегазовые доходы", – задался резонным вопросом Митрахович.
 
При этом "заставить" нефтеперерабатывающие компании продавать большие объемы через биржу также весьма сложно. Гораздо более продуктивным будет инициировать усиление конкуренции за счет увеличения числа независимых нефтеперерабатывающих заводов. В долгосрочной перспективе такой шаг позволит снизить эффект олигополии, который сформировался на российском топливном рынке из-за ограниченного числа игроков и создать условия для естественной коррекции стоимости топлива на внутреннем рынке. 
 
Ранее власти Крыма пообещали увеличить поставки горюче-смазочных материалов, дизеля, бензина Аи-92 и Аи-95 на полуостров. Напомним, в регионе цены на бензин в среднем на 2,5 рубля выше, чем в других регионах России.
 
Источник: РИА Новости Крым, 11.08.2023 

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики