Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Продления контракта не будет: транзит газа в Европу через Украину могут остановить после 2024 года

Продления контракта не будет: транзит газа в Европу через Украину могут остановить после 2024 года

Украина заявила, что не планирует вести переговоры с Россией о продлении контракта на транзит. Ранее сообщалось, что Киев зарабатывает на транзите российского газа в Европу 2-3 млрд долларов в год

Транзит российского трубопроводного газа в Европу через Украину может прекратиться после 2024 года. Как заявил министр энергетики Украины Герман Галущенко, страна не планирует вести переговоры с Россией о продлении контракта на транзит. Действующее соглашение прекратит свое действие в конце 2024 года. Его подписали в 2019 году, по его условиям за пять лет «Газпром» должен прокачать через Украину 225 млрд кубометров газа.

В начале августа в украинском Минэнерго говорили, что готовят свою энергетику к прекращению поставок из России. А глава «Нафтогаза» Алексей Чернышов весной заявлял, что Украина не может и не должна перекрывать трубопроводы, поскольку нуждается в доходе от транзита и хочет быть надежным экономическим партнером для европейских стран.

Как сообщал в начале 2022 года представитель России при Евросоюзе Владимир Чижов, Украина зарабатывает на транзите российского газа в Европу 2-3 млрд долларов в год. О том, за счет чего Европа отказывается от российского трубопроводного газа, рассказывает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:

«В настоящий момент Европа всячески настаивает на том, что российский газ ей не нужен и она в ближайшие годы от него откажется. Сейчас уже от российского газа зависимость существенно меньше, чем раньше, осталось 15% поставок от того, что было, скажем, в 2021 году. Поэтому сейчас уже и Украина имеет возможность говорить более жестко, что ей этот контракт уже не будет особенно нужен. То есть раньше Украина делала ставку на то, что без нее российский газ в Европу не придет в нужных количествах, а теперь сама Европа от российского газа отказывается, поэтому и Украина чувствует себя более свободной в плане того, чтобы угрожать, что, видите, даже остатки вашего газа через нас в Европу не дойдут. Сейчас об этом говорить рано, то есть говорить надо будет, когда контракт будет истекать и когда завершится острая фаза боевых действий. Тогда можно теоретически дискутировать о том, сколько нужно будет российского газа Европе, кто будет готов его покупать. Основная составляющая в замещении российского газа заключается в уничтожении собственной промышленности. Европа очень резко сократила энергоемкое производство металлургической и химической продукции, отчасти машиностроения, и многие политики в Европе даже этим довольны, они считают, что это старая экономика, которая уже не очень-то и нужна. Когда пожертвовали частью своей промышленности, выяснилось, что газа-то много и не надо. Но это тот случай, как вы знаете, «если у вас нету тети, вам ее и не потерять». Если у вас нет промышленности, которая потребляет газ, то вам этот газ не нужен. Другое дело, что вы отказываетесь от части конкурентоспособности своей экономики, это, скорее всего, большая ошибка в долгосрочной перспективе для экономики Европы, но они сделали такой шаг. Также они наращивают закупки сжиженного природного газа, в том числе в России, российские поставки сжиженного газа выросли на десятки процентов по сравнению с периодом до 2022 года, и пока этот газ не запрещен, хотя в Европе есть призывы запретить сжиженный природный газ из России, пока они не реализованы. На самом деле, я бы на месте американских или катарских поставщиков тоже не очень радовался, ведь курс, который взяла Европа, — на то, чтобы вообще уничтожать потребление газа. Россия не могла перенаправить поставки трубопроводного газа, потому что нужно строить трубопроводы в новые страны, такого еще не сделано. Обсуждается проект «Сила Сибири — 2», проект с китайцами, который должен направить в Китай тот газ, который раньше шел в Европу, но этот проект пока еще находится в стадии обсуждения. Если говорить про поставки газа в Индию, Пакистан, то можно делать через Среднюю Азию либо через Среднюю Азию и Иран, но, опять же, это пока только стадия обсуждения. Поэтому газ оказывается заперт внутри России и мы не можем поставлять около 100 млрд кубометров в год».

В компании «Газпром» заявили, что подача российского трубопроводного газа для транзита через территорию Украины осуществляется в объеме, подтвержденном украинской стороной, через газоизмерительную станцию «Суджа». На 17 августа он превышает 42 млн кубометров.

Источник: BFM.RU, 17.08.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики