Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Труба» транзиту через Украину. На кого рассчитан шантаж?

«Труба» транзиту через Украину. На кого рассчитан шантаж?

Киев решил помочь Европе угробить её промышленность окончательно

Киев не будет вести переговоры с Россией по поводу продления контракта на транзит газа в Европу. Об этом заявил министр энергетики Украины Герман Галущенко.

«Мы точно не будем стороной переговоров с россиянами… Я думаю, что следующий год будет показателен с точки зрения возможности Европы функционировать вообще без российского газа», — цитирует чиновника ТГ-канал «Политика страны».

Надо признать, что Галущенко демонстрирует принципиальную последовательность. В начале августа в интервью Financial Times он уже дал понять, что шансы Киева и Москвы договориться о продлении пятилетнего транзитного контракта, действие которого истекает в конце 2024 года, минимальны, даже если европейские политики выступят посредником в переговорах.

Ранее о необходимости подготовиться к прекращению транзита заявил и бывший глава компании «Оператор ГТС Украины» (ОГТСУ) Сергей Макогон. Он предположил, что «транзит газа будет прекращен после 2024 года или даже раньше из-за введения Европой санкций». 

Иного мнения — пусть и «черед не хочу» — придерживается глава «Нафтогаза» Алексей Чернышов. В майском интервью Washington Post он посетовал: ему, как гражданину Украины, претит тот факт, что его страна все еще ведет дела с Россией. При этом признал, что незалежная не может и не должна перекрывать трубопроводы, поскольку нуждается в доходе от транзита и хочет быть надежным экономическим партнером для европейских стран, ведь некоторые из них все еще зависят от российских углеводородов. Решение о прекращении поставок, по его мнению, должны принимать сами получатели энергоносителей.

Транзитная ветка через Украину — одна из последних артерий, по которым российский газ поступает в страны Западной и Центральной Европы. До конфликта на Россию приходилось до 45% импортируемого Европой голубого топлива, но к марту 2023-го доля снизилась более чем втрое.

По условиям заключенного между «Нафтогазом» и «Газпромом» в 2019 году контракта, за пять лет его действия российская компания должна прокачать через Украину 225 млрд кубов. В том числе 65 млрд в 2020-м и по 40 млрд каждый следующий год.

Но в мае 2022-го Киев вдруг заявил о невозможности прокачки через газоизмерительную станцию (ГИС) «Сохрановка», так как она находится на территории ЛНР. С тех пор голубое топливо идет в Европу только по одной ветке украинской ГТС, через станцию «Суджа» (расположена между Сумской и Курской областями). А подача газа осуществляется в объеме, подтвержденном украинской стороной. На 16 августа, например, он составил 42,4 млн кубометров в сутки, тремя днями ранее — 41,2 млн кубов.

Вообще, заявление Галущенко выглядит довольно странно, несмотря на то, что Европа на фоне антироссийских санкций и своей «зеленой повестки» заметно сократила импорт дешевых российских энергоносителей. Потому что совсем недавно Киев как раз требовал перекрыть «все контролируемые Россией трубопроводные маршруты», по которым газ поступает на европейский рынок, и оставить только транзит через Украину.

То есть нет все-таки единства в «королевстве Зеленского». Опять же: что скажет Европа? Она на публику, конечно, воротит нос от русского газа, вводит какие-то потолки цен, «озеленяет» свою энергетику, но в реальности голубое топливо ей пока жизненно необходимо. Будет ли, в таком случае, «эксперимент» Галущенко реализован, и какими могут быть последствия всего этого?

Прокомментировать ситуацию «СП» попросила ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислава Митраховича:

— Какое-то время назад я был в эфире на одном арабском канале с господином Устенко. Это украинский экономист и советник Зеленского по экономике, который ранее говорил, что Европе нужно прекратить покупать российский газ. И, естественно, я не преминул его спросить: если российский газ идет в Европу, в том числе по Украине, означает ли это прекращение транзита? Ответа не было. Так что противоречий у них там много.

Но сейчас никто не знает, что будет через полтора года, к тому времени, когда транзитный контракт истечет. И будет ли Европа готова восстанавливать закупки российского газа. Если да, то, наверное, можно говорить и о возобновлении поставок через Украину. Но не исключено, что к тому времени уже не будет никаких поставок.

Например, сейчас поставки трубопроводного газа из России в Европу примерно на уровне 15% от того, что было в 2021 году. Это уже небольшие объемы. Несколько стран по-прежнему закупают российский газ, но и они собираются отказываться. Глава итальянской энергетической компании Eni Клаудио Дескальци заявил, что его страна в течение двух лет прекратит закупать газ у России.

Поэтому, может быть, и не будет спроса на российский газ к тому времени. Все зависит от развития ситуации.

«СП»: Но это же нерационально?

— Конечно. Для Европы было бы рационально сохранить поставки газа из России и вернуться к ним в большем объеме, чем сейчас. Потому что это вопрос конкурентоспособности европейской промышленности. Особенно ее энергоемких отраслей, таких как химия, металлургия, машиностроение.

Если относиться к этим отраслям как к нужным, то, без сомнения, Европе необходимо возобновлять закупку российского газа. А если считать их устаревшими, ненужными (а такая точка зрения есть среди западных политиков), то тогда, наверное, можно прекращать.

«СП»: Германия прекратила, и теперь этот «локомотив Европы» тянет на дно весь Евросоюз…

— Я это называю потерей значительной части своей конкурентоспособности в экономике. Потому что традиционно Германия была очень сильна химией, металлургией и машиностроением.

Есть, к слову, прогнозы, что уже в скором времени ЕС прекратит быть нетто-экспортером автомобилей и станет их нетто-импортером. Фактически речь о том, что Европа проиграет автомобильную гонку Китаю, у которого лучше все организовано.

Хочется спросить: насколько такая экономическая война с Россией отвечает долгосрочным интересам европейцев? Но это вопрос к политикам и к их избирателям.

Возможно, через год-два будут уже другие политики. Но если останется текущий курс, то придется зафиксировать, что Европа идет последовательно к потере существенной части конкурентоспособности своей экономики.

«СП»: Почему мы до сих пор не отказались от поставок газа на Украину и через Украину? Ведь, получается, спонсируем врага… Кстати, сколько мы сейчас им платим за транзит?

— Есть параметр, зафиксированный в контракте, часть которого была опубликована. И там как раз указывается, сколько Россия платит за транзит. В общей сложности, если не ошибаюсь, это 7 миллиардов долларов за все время пятилетнего транзита.

Дальше могут идти разночтения: если Россия поставляет меньше, чем в контракте, должна ли она платить меньше. Но это спорные сюжеты. Как сейчас идет оплата, публично не сообщается.

Почему в принципе транзит продолжается? Наверное, российское руководство исходит из тезиса, что лучше продавать газ и зарабатывать деньги, которые можно тратить в том числе на военные расходы.

«СП»: Если транзит прекратится, что это будет означать для Европы?

— Год назад или два это был бы удар. А сейчас остались небольшие объемы. Около 15% того, что поставляли раньше. Причем они делятся примерно пополам между маршрутом через Украину и через Турцию. К тому же мы поставляем СПГ, и объемы эти растут. Поэтому тоже странно: если бы мы хотели удар по Европе нанести, надо было СПГ не поставлять.

Кстати, по Украине могли бы нанести удар. Потому что украинская газораспределительная система технически напрямую связана с газотранспортной. И если не поставлять газ по трубе через Украину, то зимой гораздо сложней наладить снабжение на подконтрольных Киеву территориях.

Но пока что эта опция не была использована. Что ждет в будущем, трудно сказать. Но, думаю, если в предыдущие годы мы не использовали этот инструмент, то, скорей всего, и в перспективе задействовать его не станем.

Автор: Светлана Гомзикова

Источник: Свободная пресса, 18.08.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики