Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Reuters: «Газпром» впервые направил СПГ по Северному морскому пути

Reuters: «Газпром» впервые направил СПГ по Северному морскому пути

Танкер «Великий Новгород» загрузился сжиженным природным газом в комплексе «Портовая» и находится в Баренцевом море. Куда именно он идет, пока неясно. Терминал «Газпром СПГ Портовая» мощностью 1,5 млн тонн в год был запущен в сентябре 2022 года и поставлял газ только в Турцию или Грецию

«Газпром» впервые направил СПГ со своего завода на Балтике по Северному морскому пути. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на данные Refinitiv.

Танкер «Великий Новгород» загрузился сжиженным природным газом в комплексе «Портовая» 14 августа и по состоянию на 22 августа находится в Баренцевом море. Конечная точка маршрута пока не указана.

Терминал «Газпром СПГ Портовая» мощностью 1,5 млн тонн в год был запущен в сентябре 2022 года. С этого момента поставки СПГ с проекта шли только в Турцию или Грецию. Комментирует ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:

— У «Газпрома» есть среднетоннажный завод на Балтике, который обычно работал на Европу, соответственно, есть вариант поставки газа и азиатским потребителям. Судя по срокам, скорее всего, это Китай. В Китай российский газ поставляется с другого российского проекта уже давно, с «Ямал СПГ» компанией «Новатэк», и в том числе используется Северный морской путь. Обычно поставки на большое расстояние крупнотоннажного газа больших партий более рентабельны, поставки среднетоннажного газа менее рентабельны. Но я думаю, раз компания «Газпром» пошла на этот шаг, то, по расчетам, газ стоит достаточно, чтобы окупить данный маршрут. В перспективе я думаю, что роль Северного морского пути будет расти, когда по нему будет обеспечена круглогодичная навигация. Для этого надо использовать дополнительно ледоколы, в том числе атомные. Необходимо развитие инфраструктуры по этому пути, в том числе прибрежной.

— Есть ли все же риски, какие-то минусы такого пути?

— Поскольку российский СПГ в Европе не запрещен, то с той же самой станции «Портовая» в Балтийском море газпромовский СПГ среднетоннажный идет в Европу, в частности, например, в Грецию. Она находится ближе, поэтому этот путь удобнее использовать. Но не сегодня, так завтра импорт российского СПГ в Европе могут запретить, и тогда придется неизбежно искать альтернативы. Альтернатива — это азиатские рынки во главе с Китаем, возможно, и другие страны там тоже будут участвовать. Поэтому понятно, почему «Газпром» оборачивается на Северный морской путь. Путь долгий, путь сложный, связанный с ледовой обстановкой, чисто экономически рациональней было бы продолжать поставлять в Европу, но компания «Газпром» и в целом российский бизнес не могут не осознавать, что есть риски, что, например, можно проснуться завтра и узнать, что ЕС запретил импорт российского СПГ. Поэтому хочешь не хочешь, приходится искать другие варианты, даже если они связаны с необходимостью вложения в инфраструктуру, в ледоколы, необходимостью осваивать новые маршруты, новые механизмы торговли и так далее. Но мне кажется, это закономерный процесс в текущих обстоятельствах.

Ранее стало известно, что принадлежащая «Газпрому» «Газпромнефть» в августе отправила танкерную партию нафты из балтийского порта Усть-Луга в направлении Китая через Северный морской путь.

Источник: BFM.RU, 22.08.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики