Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Летние качели. Эксперт объяснил, когда в РФ перестанут расти цены на бензин

Летние качели. Эксперт объяснил, когда в РФ перестанут расти цены на бензин

На Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже наблюдается рост цен на бензин и дизельное топливо. На нехватку нефтепродуктов на АЗС жалуются жители нескольких регионов юга, Центральной России и Сибири. О том, когда стабилизируются цены на топливо, корреспонденту aif.ru рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

Юлия Кочкина, aif.ru: — Станислав Павлович, чем вызвано повышение цен на бирже и нехватка топлива на АЗС?

Станислав Митрахович: — Есть объективные причины роста цен, как в опте, так и в рознице. Во-первых, существует альтернатива для российских компаний. При более высокой стоимости нефти и нефтепродуктов за пределами России они их экспортируют за рубеж. Это не какая-то злая воля. Так должно быть. Компании-экспортеры платят государству большие налоги — они доходят до 80%. Налоги и так высокие и продолжают расти. В этой ситуации было бы странно думать, что никто не захочет отыграться на внутреннем рынке. Сейчас еще влияние оказывает сезонность. В июле-августе, а это сезон отпусков, отмечается повышенный спрос на нефтепродукты.

— Повышение цен связано с традиционным закрытием на ремонт нефтеперерабатывающих заводов?

— Да. Заводы закрываются на плановый ремонт. Но это не является чем-то новым. Если бы дело было только в сезонных факторах, таких как сбор урожая, автомобильные путешествия или ремонты заводов, то все быстро бы решилось, и мы к этой теме больше не возвращались бы. Но, я уверен, мы еще вернемся к этому разговору.

— Почему дефицит топлива возник в южных и сибирских регионах?

— Где-то спрос выше, где-то ниже. В регионах по-разному представлены сети. Например, в какой-то местности больше независимых сетей АЗС, а где-то больше входящих в вертикально интегрированные компании. Последним проще жить, потому что головные структуры могут субсидировать сеть за счет экспорта. Независимым заправщикам сложно. Они вынуждены покупать нефтепродукты на оптовом рынке за высокую цену, а продавать в рознице, где стоимость все-таки сдерживается. Она, конечно, растет, но не так быстро, как в оптовом сегменте. 

— Как власти могут повлиять на стоимость топлива?

— Есть фундаментальные решения. Они могут создавать независимую нефтепереработку, увеличивать конкуренцию. А могут не повышать налоги, отказаться от того, чтобы снижать компаниям выплаты по демпферу. Снижение выплат по демпферу с сентября — это фактор пересмотра баланса интересов между компаниями и бюджетом в пользу бюджета.

Еще один способ регулирования — установление предельных цен. Но это не очень рационально, потому что приведет к дефициту и снижению качества нефтепродуктов. Говорят, в Крыму сейчас сложилась похожая ситуация на независимых заправках. Независимый заправщик должен покупать топливо на опте, а продавать по умеренной цене в розницу. Конечно, это невыгодно. Поэтому начинается закрытие производств, АЗС или экономия на безопасности, как это произошло в Махачкале, где случилась трагедия с человеческими жертвами. 

— Можно ли ожидать падения цен на бензин, если регулирующие меры будут применены?

— Снижения я бы вообще не ждал. Думаю, стабилизация цен будет осенью, когда уйдет сезонный фактор.

Автор: Юлия Кочкина

Источник: АиФ, 23.08.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики