Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Промышленный кризис сочли странным «спасением» ЕС от энергетических проблем

Промышленный кризис сочли странным «спасением» ЕС от энергетических проблем

Европейцы действительно смогли снизить свои потребности в газе, сократив промышленность, но такое «спасение» от энергетических проблем обернулось экономическим кризисом. Об этом корреспонденту ИА Регнум 30 августа заявил эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

Ранее обозреватель издания Bloomberg Хавьер Блас опубликовал статью, суть которой в том, что промышленный кризис в ЕС помог ему справиться с дефицитом газа.

«Он правильно описывает ситуацию, — согласился Митрахович. — Если у вас нет дома, то пожары ему не страшны. Если у вас нету тёти, то вам её не потерять. Если у вас нет промышленного производства, то для него не нужен газ. Всё очень логично. Я открыл эту статью, и там написано, что промышленная активность Германии падает в течение последних 14 месяцев, и это её автор называет антидотом против ограничения доступности газа. Так и есть. Если вы решили сократить свою промышленность, и вам для этого стало нужно меньше газа, то вы пережили энергетический кризис».

Но, как уточнил Митрахович, в итоге Европа получила экономический кризис, рецессию и потерю конкурентоспособности по сравнению с другими странами.

Эксперт обратил внимание, что, по некоторым прогнозам, через несколько лет Европейский союз станет нетто-импортёром автомобилей. То есть проиграет конкуренцию тем же китайцам. И одной из причин, которые привели к этому проигрышу, является, конечно, дорогая энергия.

«Просто если кто-то считал, что энергетический кризис — это когда европейцы замерзают зимой и перегреваются летом, то такого, конечно, не будет. ЕС — это экономически достаточно развитой регион, чтобы сделать ситуацию более-менее приемлемой для населения. Но то, что экономическая жизнь в Европе пострадала, это очевидно», — пояснил Митрахович.

В свою очередь Александр Тимофеев, экономист, доцент кафедра информатики РЭУ им. Г. В. Плеханова заметил, что август 2023 года заканчивается для экономики Германии самыми низкими показателями за три года. К высоким ценам на нефть и газ добавился рост затрат и цен в секторе услуг. Растёт риск перемещения производства, а за ним — миграция рабочих мест.

«По сути, рынок химпроизводства, фармацевтики, стекла, металла и бумаги разделился на два направления, — констатировал Тимофеев. — Одни компании получают господдержку и не сильно переживают, а наоборот, ждут, что вот-вот появится возможность скупать «обедневших» конкурентов и занять новые позиции на внутреннем рынке. При этом пока сохранить или увеличить поставки при таких неконкурентных расходах не получается».

Другие же, оставшись без господдержки, ищут выход в заключении партнёрских связей для поставок более дешёвого газа или же площадку для миграции в более дешёвые места.

Ранее ИА Регнум сообщало, что, по мнению Бласа, на всём европейском континенте энергоёмкие предприятия, которые не в состоянии справиться с ростом цен на энергоресурсы, или сокращают производство, или закрываются. Расплачиваться за уход от энергетического кризиса придётся мощным спадом в производственном секторе, а также долговременной утратой экономического роста.

До этого лондонская биржа ICE сообщила, что цена на газ в Европе в ходе биржевых торгов превысила отметку в 500 долларов за тысячу кубометров. А за день до этого газ в Европе резко подорожал на 18%, а 15 августа на 15%.

По мнению эксперта Финуниверситета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, без дешёвого российского газа экономике ФРГ становится всё сложнее выкарабкаться из кризиса, который усиливается из-за политики её финансовых властей.

Источник: ИА Регнум, 30.08.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики