Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > FT: в 2023 году Россия может экспортировать в ЕС рекордное количество СПГ

FT: в 2023 году Россия может экспортировать в ЕС рекордное количество СПГ

Страны ЕС продолжают закупать существенные объемы российского СПГ. Среди лидеров импорта — Испания и Бельгия. Большая часть объемов российского СПГ поступает с завода «Ямал СПГ»

В 2023 году Россия может экспортировать в Евросоюз рекордное количество сжиженного природного газа (СПГ). Об этом пишет Financial Times со ссылкой на аналитиков организации Global Witness.

Страны ЕС, несмотря на заявленное стремление отказаться от российского газа, продолжают закупать существенные объемы российского СПГ. Среди лидеров импорта — Испания и Бельгия. Среднемесячная стоимость поставок в ЕС оценивается более чем в 5 млрд евро.

Большая часть объемов российского СПГ поступает с завода «Ямал СПГ», контрольный пакет которого принадлежит компании «Новатэк». По данным аналитиков, по сравнению с 2022 годом объем поставок СПГ в ЕС вырос почти на 2%, а если сравнивать с 2021 годом — на 40%.

Эксперты объясняют такой рост низкой базой сравнения: в 2021 году большая часть газа из России в Европу шла по трубопроводам. Цифры слишком оптимистичные, скорее всего, в этом году российские поставки СПГ в Европу будут скромнее, считает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«Большие сомнения есть, что в 2023 году мы больше будем экспортировать газа, чем в 2022-м, потому что в 2022 году из-за того, что были сверхвысокие цены на мировом рынке газа — 2 тысячи долларов за тысячу кубов и далее, — проекты, например «Ямал СПГ», который сейчас является крупнейшим российским проектом по сжижению газа, не останавливался на профилактичексий ремонт, а перенес ремонт как раз на 2023 год, потому что так можно было больше заработать. Мало того что они ремонты не проводили, они еще и работали с превышением проектной мощности, и завод, у которого проектная мощность 17,4 млн тонн в год, выдал около 20 млн тонн в год. В 2023 году он уже дважды останавливался — в июне и августе. Поэтому «Ямал СПГ» произведет меньше по итогам года, значит, суммарно в России будет произведено меньше, потому что у нас всего два крупнотоннажных СПГ-завода — на Сахалине и на Ямале. И только в самом конце года, по всей видимости, заработает «Арктик СПГ — 2», но он не успеет выработать значимые объемы газа. По поводу направлений и экономических показателей, здесь тоже в основном сейчас с «Ямал СПГ» газ идет на европейский рынок, цены в Азии чуть выше, но все-таки европейский рынок в основном предпочтительнее, туда быстрее можно доставить. Для европейцев российский СПГ, как правило, чуть дороже выходит, потому что он имеет быструю индексацию к спотовому рынку. У «Газпрома» по трубопроводным поставкам тоже в основном индексация к спотовому рынку, но там есть определенный лаг — где-то в месяц с контракта, где-то в три, где-то даже полгода, поэтому там более прогнозируемые цены на трубопроводный газ, чем на СПГ. В следующем году, может быть, где-то 26-25 млн тонн, если все абсолютно уйдет с «Ямала» и из Балтики в Европу, то будет 25-26 млн тонн. В этом плане проекты «Новатэка» — «Арктик СПГ — 2» и «Ямал СПГ» — вполне могут обогнать по объемам поставки «Газпрома» трубопроводами».

О перспективах поставок российского СПГ в Европу рассказывает заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев:

«Фактически в ЕС российский СПГ сейчас покупают четыре страны — Испания, Бельгия, Франция и в ограниченных объемах продолжает закупать Финляндия. Поэтому перспективы поставок зависят от этих четырех стран. При этом правительство Испании раз в несколько месяцев настаивает на недопущении новых контрактов и скорейшем прекращении импорта из России. Причины, почему европейцы по-прежнему так много импортируют, связаны во многом со структурой контрактов, заключенных много лет назад с «Ямал СПГ»: значительную часть ямальского газа на период до 2030-х годов законтрактовали европейские компании, в том числе испанские, поэтому они вынуждены, помимо того, что им выгодно, они еще и вынуждены эти объемы закупать, потому что это их контрактные обязательства. При этом необязательно, что этот газ должен идти именно из европейских стран, они могут его перепродавать в дальнейшем в других направлениях. Пока Бельгия и Франция смотрят сквозь пальцы на увеличение импорта из России, Испания официально журит свои компании, всячески на словах призывает их к сокращению импорта, а Финляндия, скорее всего, откажется от импорта из России, там объемы и так очень сильно упали, возможно, это будет в следующем году. Европейский рынок СПГ для российских компаний не то что потерян в долгосрочной перспективе, но представляет собой большой риск. А зависимость от него очень высока и для «Ямал СПГ», и для наших балтийских заводов».

ЕС в стремлении уменьшить свою зависимость от российского газа снизил потребление за счет сокращения производства. С августа 2022-го по март 2023 года ЕС, по данным Евростата, удалось снизить потребление топлива почти на 18% по сравнению со средним показателем за аналогичные периоды предыдущих пяти лет. К 2027 году Евросоюз намерен полностью отказаться от импорта российского топлива.

Источник: BFM.RU, 30.08.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики