Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Игорь Юшков: Индия наводнила Европу и США почти российским бензином

Игорь Юшков: Индия наводнила Европу и США почти российским бензином

Штаты и ЕС поставка нефти и СПГ из РФ не смущает

Полученное из российской нефти топливо наводняет Европу. Западные эксперты пояснили, что продавцами в этой ситуации выступают Китай, Индия и Турция, которые скупают сырую нефть РФ, перерабатывают ее в бензин и керосин.

Импорт российского черного золота Индией в мае 2023 года достиг максимума в 69 миллионов баррелей. Это почти в десять раз больше, чем за тот же период в 2021-м. Эксперты считают, что закупка имеющих российское происхождение нефтепродуктов из третьих стран — часть стратегии Запада по поддержанию стабильных цен.

— Это абсолютно нормально. Мы же видим, что Индия стала чуть ли не крупнейшим поставщиком нефти в ЕС. Страна не добывает, так откуда у нее? Более того, они в лидерах по поставкам в США. Это еще более красноречиво. Перерабатывают, в том числе, российскую нефть и продают, — отметил в беседе со «Свободной Прессой» эксперт финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

«СП»: У Индии хватает мощностей по той же переработке? 

— У Индии есть многолетний опыт, поэтому кажется, что она так выстрелила. На самом деле, страна довольно долго занимается этим бизнесом, построила много НПЗ для покупки нефти, ее переработки и экспорта.

Просто раньше главными поставщиками у них были Ирак, Саудовская Аравия, ОАЭ. Теперь это мы. Соответственно, Индия просто очень сильно увеличила этот бизнес и больше зарабатывает.

Российская нефть идет со скидкой, сейчас она уменьшилась, но все-таки РФ — крайне выгодный поставщик. Причем, европейцы и американцы вполне согласны с этой схемой, поскольку если России некуда будет деть свою нефть, то сократиться экспорт, что неминуемо вызовет дефицит на мировом рынке, и произойдет рост цены.

«СП»: Сколько теряет Россия от непрямой продажи нефти?

— Бесспорно, РФ потеряла из-за образования скидки, плюс подорожала логистика — для всех.

Раньше все было завязано на экономике. Европа была открыта, мы туда напрямую поставляли — они для нас основной рынок сбыта, мы для них — основной поставщик.

Теперь рынок выстроился с точки зрения политики. Европейское эмбарго на нефть и нефтепродукты РФ привело к тому, что маршрут удлинился — через Индию, Юго-Восточную Азию. А на европейский рынок перешли как раз Ирак, Саудовская Аравия, ОАЭ, но и им, получается, везти дальше. Поэтому издержки есть у всех, но с точки зрения объемов, Россия ничего не потеряла.

Любопытные изменения произошли и на рынке поставок сжиженного газа.

По информации Financial Times, страны Европейского Союза в 2023 году планируют импортировать рекордное количество сжиженного природного газа из РФ. Это делается вопреки стремлению Запада отказаться от российских энергоресурсов к 2027 году.

Согласно анализу Global Witness, по итогам первого полугодия Италия и Испания стали вторыми и третьими импортерами по объему закупок российского СПГ. Закупки выросли в 2023 году на 40%.

Стоимость импортированного СПГ из РФ в первые семь месяцев составила для Евросоюза 5,29 миллиарда евро. Получается, что западные страны заменили один энергоресурс другим, но не сменили поставщика, что делает их уязвимыми перед любыми решениями Москвы.

«И до 2022 года „Ямал СПГ“, откуда основной поток идет в Европу, нормально работал. Просто большая часть уходила на азиатский рынок. Сейчас перенаправили в ЕС, поскольку там цены выше. Но вот эти объемы трубопроводного газа, которые Россия сегодня не экспортирует и не добывает, это удар. В отличие от нефти, тут мы просто сократили добычу. И тут необходима инфраструктура — либо трубопровод в другую сторону, либо завод по сжижению газа. А это очень дорого и долго», — сказал Юшков.

В заключение он пояснил, что сегодня с мирового рынка ушло порядка 140 миллиардов кубов газа за один год. Рынок сбалансировался просто за счет того, что Европа стала меньше потреблять — деиндустриализация, что РФ, конечно, не на руку.

Автор: Игорь Плюснин

Источник: Свободная пресса, 31.08.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики