Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Аналитик Юшков оценил ситуацию с экспортом российской нефти: опасен ли Иран

Аналитик Юшков оценил ситуацию с экспортом российской нефти: опасен ли Иран

"Колебания в объемах экспортных поставок были и будут всегда"

Судя по информации от Bloomberg, август стал месяцем удивительных метаморфоз для экспорта российской нефти. Сначала агентство со ссылкой на данные компании Vortexa (которая отслеживает треки грузоперевозок), сообщило о падении поставок энергоносителей из РФ за рубеж до 15-месячного минимума. А затем обнародовало подсчеты, согласно которым только за неделю с 20-го по 26-е число российский нефтяной экспорт вырос на 800 тысяч баррелей в сутки. Так что же происходит с торговлей отечественными энергоносителями: кризис или взлет? Ответ «МК» искал у экспертов энергетического рынка.

По итогам августа сырьевые доходы России выросли на 35%, до $47 млн в день в среднем за четыре недели. Объем экспорта ее «черного золота» по морю достиг 3,4 млн б/с, приблизившись к максимальным значениям с конца июня, но не дотянув до показателей февраля примерно 450 тысяч б/с. При этом, отмечает Bloomberg, наибольший рост наблюдался в балтийских портах Приморске и Усть-Луге. По оценке агентства, последний (20-26 августа) скачок во многом связан с сезонным фактором и эффектом низкой базы: в июне-июле поставки энергоносителей за границу традиционно снижаются, поскольку растет спрос на нефтепродукты внутри страны. Кроме того, в августе Россия дополнительно (и в добровольном порядке) сократила экспорт нефти на 500 тысяч б/с, урезав добычу на тот же объем. Ранее добыча была уменьшена на столько же в марте.

Крупнейшими покупателями российского сырья по-прежнему являются Китай и Индия — обе страны, по данным Bloomberg, за последнюю неделю августа экспортировали чуть больше 1 млн баррелей нефти в сутки. Объем поставок в Турцию составил около 150 тысяч б/с, в остальную Европу – примерно 125 тысяч б/с.

При этом экспортная выручка РФ за август выросла на 35%, до $47 млн в день в среднем за четыре недели.

Так что же в итоге происходит с российским сырьевым экспортом на длинной дистанции, можно ли говорить о каком-либо устойчивом тренде? Эта тема покрыта толстым пластом противоречивой информации. Например, тот же Bloomberg сообщил недавно, что Китай стал отдавать предпочтение иранской нефти, поскольку та предлагается со скидкой $10 за баррель к Brent и стоит значительно дешевле российской. Если это правда, то насколько велика угроза, исходящая от Ирана? Ведь если в политическом плане страна является союзником РФ, то в плане внешней торговли, получается, - опасным конкурентом, если не противником. С этими вопросами мы обратились к эксперту Финансового университета при правительстве РФ Игорю Юшкову.

- В целом, после февральского заявления вице-премьера Александра Новака о том, что в марте Россия снизит добычу «добровольно» на 5% (500 тысяч б/с), наша страна последовательно сокращала и экспорт. Что касается конкретно конца лета, на этот период, как известно, приходится пик автомобильных перевозок, люди возвращаются в города с дачных участков. Плюс, растет потребление дизельного топлива, поскольку у нас в разгаре уборочная компания в сельском хозяйстве. В итоге резко повышается потребление нефтепродуктов, их больше поступает на внутренний рынок. Соответственно, снижается экспорт. Колебания в объемах экспортных поставок были и будут всегда, и не надо этого пугаться. Важно также помнить, что правительство закрыло статистику по показателям нефтегазового комплекса, поэтому подтвердить или опровергнуть данные Bloomberg сложно. Получается, что, когда нет официальной статистики от государства, эту «пустоту» заполняют другие источники, которые порой из каких-то своих соображений рисуют пугающую картину.

- Чего в ней больше – истины или домыслов?

-Заявив о намерении сократить экспорт в августе, Россия не стала раскрывать, как именно она будет использовать те объемы, что предназначались для продажи за границу. Частично мы эту сырую нефть переработали, увеличив именно объемы переработки, что ставит под сомнение данные Bloomberg. Часть полученного топлива осталась внутри страны. Что касается Ирана, у России нет с ним жесткой конкуренции за китайский рынок. Действительно, априори любые производители нефти являются конкурентами на мировой арене. Вместе с тем, Bloomberg рисует ситуацию так, что якобы Пекину приходится выбирать между двумя традиционными поставщиками – Россией и Ираном, поскольку у него есть некий международно оговоренный лимит покупки подсанкционной нефти. На самом деле это не так: оба государства предоставляют Китаю максимально выгодные ценовые условия, и он совершенно спокойно переваривает и наши, и иранские объемы. Не отдавая при этом предпочтения какой-то одной из сторон. В целом, проблем с продажей сырья у России нет: в случае чего мы его перенаправим на другие рынки, желающих купить хватает. Иран же всю свою нефть поставляет исключительно Китаю, поскольку остальные не хотят с ней связываться из-за угрозы американских санкций. Китай, будучи сверхмощным игроком, фактор вторичных санкций игнорирует.

- Недавно тот же Bloomberg сообщил, что после ночной атаки (в начале августа) порта в Новороссийске морскими беспилотными дронами, объем экспортируемой по Черному морю российской нефти обвалился. Если в июне он составлял 600–800 тысяч баррелей в сутки, то теперь не превышает 100 тысяч б/с. Так ли это?

- Сомневаюсь, что настолько радикально сократились поставки из Новороссийска. Об этой «катастрофе» трубили бы все. Прежде всего, Казахстан и те международные компании, которые добывают там нефть и экспортируют ее по трубопроводу КТК (Каспийский трубопроводный консорциум). По этой ключевой для Казахстана магистрали идет более 50 млн тонн нефти – огромная цифра для Астаны. Если бы порт Новороссийска перестал выполнять свои транзитные функции, мы бы сразу это увидели: для Казахстана это была бы колоссальная потеря. В контексте ситуации с беспилотниками, наивно говорить об ущербе исключительно в отношении российского экспорта: казахстанская нефть, которая отгружается в порту Новороссийска, подвергается угрозам в не меньшей степени. И в том, и в другом случае растут ставки фрахта и страхования судов-перевозчиков. Операторы дронов, атаковавших танкеры, явно не разбирались, чья нефть находится на борту – России или Казахстана.

Автор: Игорь Боков

Источник: МК, 02.09.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики