Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Портовый терминал «Лукойла» перешел под госконтроль Болгарии

Портовый терминал «Лукойла» перешел под госконтроль Болгарии

Это не первый случай, когда собственность российских нефтегазовых компаний переходит под контроль европейского государства. Ранее с аналогичной ситуацией столкнулся «Газпром»

Болгария завершила процедуру передачи под госконтроль терминала «Росенец». Об этом сообщило министерство транспорта и коммуникаций страны. По словам главы ведомства Георги Гвоздейкова, соглашение о концессии прекращено из-за «форс-мажорных обстоятельств, связанных с ограничениями, ранее наложенными на Россию». «Поэтому «Лукойл» может настаивать на своих правах где угодно, но не в Болгарии», — заявил он в интервью болгарскому телеканалу BTV.

В ведомстве подчеркнули, что власти не планируют выплачивать компенсации российской компании из-за прекращения концессии.

Что в связи с этим теряет Россия и каковы шансы что-то оспорить в этом деле? Комментирует гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

— Это уже не первый случай довольно грубого отъема собственности российских нефтегазовых компаний в Европе. Можно вспомнить историю с активами «Газпрома», [завод в Польше]. Можно вспомнить и историю самого «Лукойла», у которого забрали крупнейший итальянский НПЗ на Сицилии. Правда, там удалось достигнуть соглашения о возможности хоть какой-то продажи. Сейчас есть четкая линия, что с российскими активами можно делать что угодно. Если говорить про ближайшую перспективу, вариантов возвращения этой собственности крайне мало.

— Насколько эти потери велики для России?

— С точки зрения страновых поставок эти потери не слишком значимы, потому что сейчас поставки на европейский рынок напрямую весьма ограничены. Как известно, у нас работает только южная ветка «Дружбы» где-то на 200-250 тысяч баррелей в сутки. И были локальные поставки, которые были разрешены санкционными режимами. Известно, что основной объем наших поставок приходится на азиатские страны. В этом плане ЕС уже не рассматривается нами как целевой рынок в ближайшей перспективе. Даже если посмотреть статистически на морские отгрузки российской сырой нефти, черноморские поставки носят незначительный характер. Более 80% морских отгрузок идет в Китай, Индию и другие страны. Для «Лукойла» это, конечно, более серьезная потеря. Не скажу, что принципиальная, тем не менее заметная и чувствительная, тем более что у «Лукойла» в Болгарии не только терминал, но и нефтеперерабатывающий завод, а также были сделаны инвестиции под перспективы развития. Но с точки зрения страновой истории это огромной драмой для нашего экспорта не станет, особенно в ситуации, когда могут быть приняты дополнительные решения в рамках ОПЕК+ и по ограничению добычи, и, возможно, по ограничению экспорта. В ближайшее время мы о них должны узнать.

Минтранс Болгарии убежден, что отмена договора аренды не повлияет на стоимость топлива в стране.

«Лукойл Нефтохим Бургас» заключил договор о концессии на терминал «Росенец» в мае 2011 года на 35 лет. В августе 2023 года парламент Болгарии расторг соглашение из-за санкций, введенных против России.

Источник: BFM.RU, 04.09.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики