Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Минус 800 млн долларов? Власти Молдовы заявили об отсутствии долга перед Газпромом

Минус 800 млн долларов? Власти Молдовы заявили об отсутствии долга перед Газпромом

Президент Молдовы заявила о том, что международный аудит не выявил задолженности перед Газпромом за поставки газа. Российские эксперты недоумевают: договоры были, газ поставляли, денег не платили — и долгов нет?

Заявление президента Молдовы Майи Сайду о том, что международный аудит не подтвердил долга республики перед Газпромом в размере 800 миллионов долларов, вызвало удивление у российских экспертов. 

Еще месяц назад министр энергетики страны Виктор Парликов получил результаты аудита и назвал их «интересными». Теперь уже и российская сторона узнала, почему министр удивился. Президент института энергетики и финансов НИУ ВШЭ Марсель Салихов говорит:

— Если есть отчёт аудиторов, которые разбирались во всех контрактах (платежи не являются публичной информацией), со стороны сложно судить о том, какие точно были условия контрактов, какие в контрактах были прописаны пени за просрочку, за неуплату. Это всё влияет на оценку.

Молдова, Газпром и «Молдовагаз» 

С 2011 года Газпром и Молдовагаз продлевали соглашение о поставках газа в страну. 29 октября 2021 года договор был продлен еще раз на 5 лет. Условием подписания российской компанией было предложение Молдовы, что она обязуется платить по текущим платежам и будет погашать исторический долг. Он составляет, по информации Газпрома, 433 миллиона долларов, а если учитывать пени и штрафы по просроченным платежам — 709 миллионов. Однако со своей стороны, правительство попросило провести независимый аудит, чтобы проверить не только Молдовагаз, но и все дочерние компании, которые косвенно и прямо связаны с поставками газа из России. Газпром на это согласился, рассказывает Марсель Салихов:

— Отчёт аудиторов не опубликован, поэтому непонятно, откуда взялся такой результат, при том, что в прошлом году речь шла о 700 миллионах долларов. Вполне возможно, что в зависимости от того, как учитывается просрочка, пени, и так далее. Может быть, какие-то разовые причины — 700 или 800 миллионов, в зависимости от подхода. Но когда говорится, что вообще долга нет, то это выглядит странно. 

Майя Сайду утверждает, что правительство обратилось сразу в две аудиторские международные компании — норвежскую Wikborg Rein Advokatfirma и британскую Forensic Risk Alliance&Co., которые и предоставили отчет об аудите. 

Президент выразила осторожное предположение, что якобы в 2021 году Газпром действовал не совсем корректно. Видимо, политику не понравился счет, выставленный с учетом пеней.

Приднестровье, электроэнергия и Россия 

Заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач в интервью агентству «Регнум» предположил, что действия молдавских властей имеют конкретные цели: 

«Честно говоря, у меня не было никаких сомнений, что аудитору поставлена задача дать заключение о том, что долг существенно меньше или его нет, а еще лучше, что это Газпром должен „Молдовагазу“. И таким образом создать базу для отъёма либо доли российской компании в совместном предприятии, либо изъятия активов». 

Марсель Салихов также признает, что есть несколько фундаментальных проблем, которые связаны не только с Молдовой, но и с Приднестровьем:

— Исторически Газпром подавал газ в Приднестровье, и Приднестровье за него не платило. При этом есть Молдовская ГРЭС, крупнейшая электростанция, которая принадлежит ИНТЕРАО, обеспечивающая электричеством и саму Молдову, и Приднестровье. Есть отдельные договоры, которые Молдова, компания «Молдова-газ», заключала с Газпромом. 

Эксперты называют ситуацию взрывоопасной. Дело в том, что Молдова получает электроэнергию из Приднестровья. Пострадать от необдуманных действий может не только население в Тирасполе, но и в самой Молдове. 

В самом крайнем случае, Газпром просто перестанет поставлять газ в страну, Марсель Салихов говорит: 

— Я так понимаю, контракт, который был заключён в 2021 году между Молдова-Газом и Газпромом на пять лет, предусматривает, что Газпром может перестать обеспечивать поставки газа. 

— Не пролонгировать или не выполнять договор? 

— Не выполнять договор. Там предусматривалось пролонгирование долга. Молдова попросила провести некоторый аудит. Газпром заявлял о долге в 500 млн долларов на тот период. Молдова предложила провести аудит и точно разобраться. Газпром согласился, сказал — заключаем контракт сейчас, разбираемся с аудитом, но, если не удастся урегулировать этот вопрос, я так понимаю, что в контракте прописана возможность прекращения поставок. 

Между тем, Газпром уже снизил закупочную цену с 1012 до 673 долларов за тысячу кубометров. Эксперты подозревают, что Молдова проработала альтернативные поставки газа в республику, и именно этим объясняется такой жесткий комментарий властей. 

Реакции Газпрома пока не последовало. Это объясняется и тем, что детальные результаты аудита пока не известны. Однако у газового гиганта ситуация не самая простая: европейский рынок для трубопроводного газа закрыт, доходность упала, а выполнять политически обязательства — газоснабжение Приднестровья — придется в любом случае.

Авторы: Елена Петрова, Наталья Сейбиль

Источник: Новые Известия, 04.09.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики