Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Власти ищут в "сером экспорте" причины роста цен на заправках

Власти ищут в "сером экспорте" причины роста цен на заправках

Минэнерго проводит исследование по факту роста цен на топливо — там запросили у нефтегазовых компаний данные по объёму производства и экспорта нефтепродуктов. Как утверждает ведомство, это делается в рамках борьбы с "серым экспортом", который стал одной из причин роста цен на топливо этим летом. Соответствующее письмо было направлено "Роснефти", ЛУКОЙЛу, "Газпрому", "Сургутнефтегазу" и другим компаниям, а также независимым нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ).

В последнюю неделю августа цены на бензин на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже продолжали оставаться рекордно высокими: цена на марку "Премиум-95" в Европейской части России превышала 73 тыс. руб. за тонну, на "Регуляр-92" — 63 тыс. руб. за тонну. Вслед за этим поползли вверх и ценники на розничных заправках.

Минэнерго затребовало информацию "в рамках проработки вопроса об ограничении серого экспорта" — то есть продажи на экспорт топлива, которое предназначалось для внутреннего рынка и за которое компании получили субсидии в рамках топливного демпфера. Как отмечает "Ъ", это явление стало одной из причин роста цен на топливо этим летом.

Что примечательно, растущие цены на заправках в России не помешали нефтяникам претендовать на демпферные выплаты из бюджета, которые только в августе оцениваются в 200 млрд руб. При этом в ряде регионов образовался дефицит нефтепродуктов. На юге страны ажиотажный спрос уже спровоцировал дефицит ГСМ, что поставило под удар уборочную кампанию. Но эксперты прогнозируют осложнения не только в АПК, но и во всех сферах, где так или иначе задействован автомобильный транспорт, что негативно скажется на потребительских ценах в общем, включая продукты питания.

К слову, в августе, когда дефицит начал назревать, Казахстан в рамках добрососедских отношений получил от РФ 21 тыс. тонн бензина АИ-95, в связи с тем, что на ремонт встал Шыкментский НПЗ. Знало ли о таких поставках Минэнерго в условиях проблем на внутреннем рынке? Вопрос, пожалуй, риторический.

Своим мнением о ситуации с Накануне.RU поделился аналитик Финансового университета Игорь Юшков:

— Эти объёмы так называемого "серого экспорта" крайне незначительно влияют на рынок, потому что даже если всё, что идёт такими не совсем легальными схемами на экспорт, было направлено на внутренний рынок, то это всё равно не создало бы какого-то переизбытка топлива на бирже, который бы позволил ценам упасть, потому что в основном все работают в нормальных схемах, и объёмы такого экспорта не столь велики.

У нас в целом занимаются производством нефтепродуктов крупные НПЗ, и никто не говорил о том, что это крупные компании подобными операциями занимаются, только мелкие и средние. Получается, что мелкие и средние НПЗ и так мало вырабатывают нефтепродуктов, но ещё и только часть из того, что получили — я думаю, что меньшую часть — они экспортируют, хотя и не имели права это делать.

Конечно, с подобной деятельностью тоже нужно бороться, потому что это не то, что "серый экспорт", а это просто незаконная деятельность — вы получили налоговый вычет на эти нефтепродукты и обязаны их продать на внутреннем рынке, а если вы их экспортировали, то вы должны вернуть обратно этот налоговый вычет или получить какой-то штраф. Но борьба с подобной деятельностью, прекращение этого экспорта не приведёт к насыщению внутреннего рынка.

Здесь правительство понимает, что в летний период внутреннее потребление у нас возрастает очень сильно — больше, чем до 2020 года, то есть автомобильный сезон всегда был, но сейчас это потребление в автомобильный сезон существенно повышается, потому что люди больше стали перемещаться на автотранспорте летом, часть аэропортов закрыта в 2022-2023 годах, в 2020 году ковид был, ничего не летало, все начали перемещаться на автомобилях, внутренний туризм развивается, рубль ослаб. Это с одной стороны привело к тому, что люди больше отдыхают в России и тратят топливо в России, а с другой стороны — у нас экспорт тоже стал более привлекательным, для компаний стимулы поставлять именно на внутренние рынки уменьшились, они в рублёвом выражении при экспорте получают больше. Поэтому комплекс причин привёл к подорожанию топлива, но, опять же, история с "серым экспортом" далеко не первая.

Такое ощущение, что правительство просто пытается не то, чтобы время потянуть, но продемонстрировать, что оно ищет причины подорожания топлива, прежде всего на бирже, в разных аспектах пытается бороться с разными проблемами, которые влияют на рынок. Тем не менее, правительство просто выжидает, пока автомобильный сезон закончится, уборочная кампания закончится, и рынок сбалансируется за счёт того, что снизится спрос.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики