Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Вспомним дефицит. В Госдуме предложили ввести предельные цены на бензин

Вспомним дефицит. В Госдуме предложили ввести предельные цены на бензин

Законопроект о введении предельных розничных цен на бензин и дизтопливо, который внесен на рассмотрение Госдумы, в случае принятия не решит проблем со стоимостью топлива, но, по мнению главы Фонда национальной энергетической безопасности, профессора Финуниверситета при Правительстве РФ Константина Симонова, может обернуться дефицитом нефтепродуктов и снижением доходов государства.

Законопроект внесен группой депутатов от ЛДПР, включая главу фракции Леонида Слуцкого. По мнению законодателей, предпринимаемые правительством меры по стабилизации стоимости топлива «неэффективны», и они рассчитывают таким образом остановить рост цен. «Введение механизма предельно допустимых розничных цен на автомобильный бензин и дизельное топливо на конечном этапе оборота данных видов топлива представляется обоснованным и оправданным в целях защиты законных экономических интересов граждан и общества в целом», — указывается в пояснительной записке.

По мнению Константина Симонова, заявленных целей законопроект не достигнет. «Ограничение розничных цен на бензин и дизель — это самая простая идея, — объясняет эксперт. — Но это популистское решение, которое не исправит ситуации на топливном рынке, лишь усугубит ее. Такие рецепты к нынешней экономике уже неприменимы». 

Биржевые цены на нефтепродукты все лето обновляли рекорды, за ними подтягивались и розничные цены. По данным ресурса fuelprices.ru, только за 3 последних месяца средняя стоимость бензина АИ-92 в России выросла на 5,3%, АИ-95 на 5,53%, АИ-98 на 6,33%, дизтоплива — на 5,68%.

«Сейчас сложились все условия для того, чтобы бензин и дизель только дорожали, — указывает Константин Симонов. — Значительно выросли мировые цены на моторное топливо, рубль девальвировался, обратные выплаты в виде демпфера сократили в 2 раза. Эти и прочие факторы в совокупности создали „идеальный шторм“ на топливном рынке».

Высокие цены на нефтепродукты оказывают негативное влияние на многие сектора экономики и население, но введение механизма предельных цен не поможет. «Если законодатели установят госцены, то мы сразу же получим дефицит бензина и дизтоплива на внутреннем рынке, — уверен Константин Симонов. — Переработчики попросту не будут продавать нефтепродукты на внутренний рынок на невыгодных условиях, у них есть альтернатива в виде экспорта. Кроме того, резко упадет качество топлива, а операторы начнут экономить на технике безопасности, и трагический случай в Махачкале тому подтверждение».

Более того, последствия введения предельных цен могут быть гораздо шире. «Конечно, власти могут сделать следующий шаг, и запретить поставки нефтепродуктов на внешние рынки, — допускает эксперт. — Но это приведет к обвальному падению бюджетных доходов, что по цепочке приведет к целому ряду серьезных проблем».

Ранее с целью стабилизации цен на нефтепродукты правительство обязало НПЗ продавать через биржу 9,5% от общего объема произведенного дизельного топлива (до этого этот норматив был установлен на уровне 8,5%), для производителей бензинов этот показатель установлен на уровне 13%.

Автор: Евгений Никтовенко

Источник: АиФ, 11.09.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики