Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Стабилизация топливного рынка оказывается непосильной задачей

Стабилизация топливного рынка оказывается непосильной задачей

Власти смирились с быстрым подорожанием бензина и теперь воюют с его дефицитом

Больше 30 лет российские власти пытаются стабилизировать российский топливный рынок – но пока безуспешно. Периоды относительной ценовой стабильности в России сменяются новыми скачками цен и дефицитом бензина. Правда, за эту временную ценовую стабильность власти расплачиваются с бизнесом гигантскими отступными – более 2 трлн руб. за прошлый год. Попытка сократить эти отступные из-за нехватки денег в казне спровоцировала летом 2023 года быстрое подорожание бензина, которое соответствует двух- или даже четырехкратному годовому росту цен. Российские регионы сегодня жалуются на нехватку топлива: «В алтайском городе серьезный дефицит бензина», «В нефтяном Татарстане дефицит топлива» и т.п. В начале сентября появились сообщения, что правительство готово к уступкам, может вернуться к гигантским отступным. Но на последнем совещании с нефтяниками правительственные чиновники заговорили о запретительных экспортных пошлинах, которые будут обнуляться при выполнении обязательных поставок на внутренний рынок.

Первые признаки топливного кризиса появились еще в мае 2023 года, когда Минфин заявил о планах сократить выплаты нефтяникам отступных из бюджета (так называемые демпферные выплаты). С тех пор правительство проводит регулярные совещания с бизнесом в поисках выхода из топливного кризиса. Однако разрешения кризиса пока не видно. Более того, к быстрому подорожанию топлива сегодня добавилась нехватка бензина в самых разных российских регионах. А глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев называет кричащей проблему с обеспечением аграриев горючим в самый ответственный период сельскохозяйственного года. «Мы сейчас остановим и уборочную и не отсеемся по озимым. Это будет катастрофа», – заявил Патрушев на заседании комитетов по контролю и аграрным вопросам Госдумы 6 сентября. В ответ на жалобы аграриев Минэнерго внесло в правительство и администрацию президента указ о запрете серого экспорта. Поставки бензина и дизтоплива за границу разрешат только нефтеперегонным заводам (НПЗ). Первый замглавы Минэнерго Павел Сорокин утверждал тогда, что принято принципиальное решение о запрете серого экспорта.

Правда, сегодня чиновники обсуждают другой способ стабилизации топливного рынка. Минфин и Минэнерго предложили ввести заградительную пошлину на экспорт из России нефтепродуктов, но готовы возместить ее тем компаниям, которые обеспечат необходимые поставки нефтепродуктов на внутренний рынок и на биржу, сообщили Интерфаксу несколько источников. Правительство РФ рассматривает два варианта стабилизации цен на топливо: полный запрет экспорта нефтепродуктов на определенный срок для насыщения рынка, а также повышение экспортной пошлины до 250 долл. за тонну на нефтепродукты. Об этом ТАСС сообщил источник в правительстве по итогам совещания вице-премьера РФ Александра Новака по стабилизации цен на топливо на внутреннем рынке в прошлую пятницу. Если компания-экспортер выполнит квоты Минэнерго по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок и на биржу, то уплаченная пошлина им вернется в виде обратного акциза на нефть.

Один из источников отметил, что такую высокую пошлину предлагается ввести в качестве меры, препятствующей серому экспорту.

Экспортная пошлина на светлые нефтепродукты в октябре составит 7,1 долл. за тонну, на темные – 23,9 долл. за тонну. С 1 января 2024 года в результате «налогового маневра» экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты должны обнулиться.

С 1 января 2023 года начисляется дополнительный платеж к экспортной пошлине в размере 20 тыс. руб. за тонну при экспорте бензина и дизельного топлива, если экспортер не является производителем товара. Однако, как признавали в Минэнерго, данная мера оказалась недейственна для целей обеспечения потребностей внутреннего рынка. Минэнерго предложило ввести список спецэкспортеров нефтепродуктов, это предложение поддержал вице-премьер Александр Новак. Соответствующий указ находится в правовом управлении администрации президента.

Предложение о запретительных пошлинах вызвало серьезное сопротивление нефтяников, сообщил Интерфакс. Так, заметил один из собеседников, компании полагают, что такая мера не приведет к снижению оптовых цен, а, наоборот, еще больше разгонит их. Кроме того, неясно, как определять, у кого серый экспорт, а у кого нет, а также каким образом возвращать средства через обратный акциз. Очередное совещание пока не назначено, возможно, оно состоится в начале следующей недели.

На пленарной сессии ВЭФ президент Владимир Путин напомнил, что в РФ были попытки использовать самые разные способы регулирования внутреннего топливного рынка. «Было много механизмов. В 2009 году, когда я возглавлял правительство РФ, было принято решение – толстое, фолиант целый – о взаимодействии компаний ТЭК и правительства. И все там было детально расписано. Оно действует сейчас, но не применяется. Сейчас применяются другие механизмы, так называемый демпфер. Я уже сказал, в чем его смысл – баланс между внешними и внутренними ценами. Его ополовинили, и он не стал так эффективно работать, как работал до этого. Инструменты известны, договоренности есть. Надеюсь, это отразится на реальном положении дел», – сообщил Путин.

В российском правительстве описывают причины топливного кризиса по-своему. Перебои с топливом на Юге России возникли из-за попыток создать искусственный дефицит путем закрытия заправок. Об этом сообщил РИА Новости глава Минэнерго Николай Шульгинов. «Ситуация на Юге России в большей степени связана не с логистическими сложностями, а с тем, что кто-то просто пытался сыграть на ситуации: закрывал заправки, создавая искусственный дефицит», – объясняет федеральный министр. Шульгинов подчеркнул, что потребности внутреннего рынка в топливе полностью обеспечены производством (см. «НГ» от 12.09.23).

Правда независимые специалисты уверены, что дефицит топлива в регионах вызван как недостаточным объемом предложения, так и сбоями в логистике. «Но дефицит топлива – это более серьезная проблема, с которой и нужно бороться в первую очередь», – говорит ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович. По его словам, рост цен – это наименьшее зло в ряду дефицита, недолива топлива, махинаций с его качеством и экономии на безопасности на автозаправках. Введение запретительных пошлин на вывоз продуктов нефтепереработки, по мнению Митраховича, можно рассматривать только как временную и локальную меру, поскольку компании в ответ на повышение пошлин просто увеличат вывоз сырой нефти. «Было бы ошибкой применять вывозные пошлины как долгосрочную меру для ограничения экспорта и наполнения внутреннего рынка», – считает эксперт.

Автор: Михаил Сергеев

Источник: НГ, 17.09.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики