Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Правительство может ограничить экспорт топлива для сдерживания роста цен

Правительство может ограничить экспорт топлива для сдерживания роста цен

Правительство обсуждает два варианта ограничений экспорта топлива для сдерживания роста цен на бензин и дизель, и предотвращения их дефицита в некоторых регионах. Речь идет о временном запрете экспорта нефтепродуктов, на период сельскохозяйственных работ, или повышении экспортной пошлины до 250 долларов за тонну. Об этом "РГ" сообщил источник в отрасли после совещания у вице-премьера РФ Александра Новака по вопросам стабилизации цен на внутреннем топливном рынке.

Введение экспортных пошлин в 250 долларов за тонну было бы равносильно запрету экспорта (с 1 октября пошлина на светлые нефтепродукты - 7,1 долларов за тонну), но в случае принятия этого варианта предусматривается, что таможенный платеж вернется экспортерам, если они поставят на внутренний рынок определенный объем нефтепродуктов, который определит правительство.

Параметры обязательных поставок на внутренний рынок пока неизвестны, но уже можно сделать вывод, что этот вариант будет более выгоден нефтяникам, в первую очередь, крупным компаниям, которые могут на время заморозить большие средства, и производителям бензина, поскольку на экспорт отправляется сравнительно небольшая доля от его выпуска, основную часть поглощает внутренний рынок.

По мнению главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, конечно, разумней и симпатичней идея использовать финансовые стимулирующие инструменты, то есть повышение экспортной пошлины с возможностью возврата для тех, кто в нужном объеме поставляет нефтепродукты на российский рынок. Но есть сомнения в эффективности этой меры. Рост цен связан с двукратным сокращением с 1 сентября выплат нефтяникам по демпферу (компенсация из бюджета за поставки топлива на внутренний рынок по цене ниже экспортной). Проблема в этом. А у нас зацикленность на объемах, которая немного гротескна. Мы хотим стимулировать поставки топлива на внутренний рынок, и, считается, что тогда за счет конкуренции равновесная цена будет снижаться. Но в России не совсем конкурентный рынка топлива в его классическом виде. И дело то не в объемах, а в демпфере, мне кажется, стоило бы вернутся к этой теме, считает эксперт. 

То есть в случае введения заградительных пошлин, пусть и возвратных, налоговая нагрузка на нефтеперерабатывающую отрасль не снизится, а в моменте даже возрастет. С учетом снижающегося курса рубля (а налоги и пошлины, даже временные, платятся в рублях) роста котировок барреля и экспортных цен на нефтепродукты, цены на топливо получится стабилизировать только за счет затоваривания рынка, чтобы предложение сильно опережало спрос. Едва ли экономически такая модель экономически эффективна. Но есть еще временный запрет экспорта.

Как отмечает эксперт Институт развития технологий ТЭК Кирилл Родионов, экспорт никогда не имел высокую значимость для производителей бензина. В период с 2016 по 2021 год доля его экспорта в структуре производства ни разу по итогам года не превышала 14%. А вот экспорт дизельного топлива (ДТ) позволял снизить профицит внутренних мощностей. В период с 2016 по 2021 год его доля экспорта в структуре производства варьировалась от 50% до 57%. При этом важно не забывать, что в последние месяцы Россия сокращает экспорт нефтепродуктов вслед за сокращением добычи и экспорта нефти: по оценке S&P Global Platts, наш морской экспорт нефтепродуктов в период с марта по август 2023 года снизился на 780 тыс. баррелей в сутки, до 2,27 млн баррелей. 

Конечно, после эмбарго стран ЕС и G7 на импорт нашей нефти в декабре 2022 года и нефтепродуктов в феврале 2023 года структура экспорта поменялась, но не настолько сильно, чтобы создать дефицит на нашем рынке. Весной (тоже горячее время сельхоз работ) этого года, когда наш экспорт бил рекорды, цены на топливо и в опте были очень далеки от сегодняшних рекордных уровней, а в рознице до мая были даже ниже, чем в прошлом году.

Экспорт никогда не имел высокой значимости для производителей бензина, его доля обычно составляла максимум 14%

С точки зрения Симонова, полный, пусть и временный, запрет экспорта может иметь какой-то краткосрочный эффект, но последствия будут крайне драматичными. В перспективе, мы увидим дефицит на рынке, снижение качества топлива и падение бюджетных доходов. Кроме того, мы потеряем только складывающиеся новые рынки сбыта. Фактически то, за что целый год мы боролись, перенаправляя экспортные потоки нефтепродуктов, находя новую логистику, новых клиентов.

Для российского топливного рынка характерны две ключевые проблемы: рост оптовых цен, который транслируется в стоимость топлива в рознице и дефицит топлива в регионах, от которого особенно сельскохозяйственные производители, поясняет Родионов. Эти проблемы не решаются экспортными ограничениями.

По его мнению, повышение вывозных пошлин либо полный запрет на экспорт нефтепродуктов не создаст стимулы для роста конкуренции на бирже и при этом не решит инфраструктурные ограничения на сети РЖД. Выход - в снижении топливных акцизов, повышении нормативов биржевых продаж, а также в снятии инфраструктурных ограничений, в том числе за счет развития сети РЖД и дерегулирования сегмента локомотивной тяги. Запретами на экспорт можно лишь "припугнуть" нефтяников, но невозможно решить долгосрочную проблему.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 17.09.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики