Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Затронет и Россию. Дефицит дизельного топлива в мире провоцирует рост цен

Затронет и Россию. Дефицит дизельного топлива в мире провоцирует рост цен

Совокупные мощности всех мировых производителей нефтепродуктов не в состоянии удовлетворить глобальный спрос на дизель, сообщило агентство Bloomberg. К дефициту топлива, по мнению эксперта Финуниверситета при правительстве РФ и Фонда национальной энергобезопасности Игоря Юшкова, привела непродуманная «зеленая» повестка западных стран и политические причины, при этом складывающаяся на мировых рынках ситуация может подстегнуть рост внутренних цен.

Бессилие производителей

«Мировые нефтеперерабатывающие предприятия оказываются бессильными производить достаточное количество дизельного топлива, открывая новый инфляционный фронт и лишая экономики топлива, которое одинаково питает промышленность и транспорт», — бьют тревогу авторы публикации в Bloomberg. Возникший дефицит предсказуемо разогнал цены — в США стоимость дизеля достигла 140 долл. за баррель, что для сентября является рекордным значением за всю историю торгов. В Европе за 3 последние недели котировки взлетели на 60%.

«Существенную роль сыграла политика властей ЕС и США, направленная на постепенный отказ от углеводородов в пользу возобновляемой энергетики, — объясняет Игорь Юшков. — Участникам рынка грозили, что их вложения в нефтепереработку никогда не окупятся, так как весь мир буквально завтра пересядет на электромобили. Британская BP во время пандемии выпустила доклад, в котором доказывала, что пик потребления нефти и нефтепродуктов пройден в 2019 году, и теперь он будет только снижаться». В итоге, по мнению Игоря Юшкова, под влиянием «зеленой» риторики компании отказывались от инвестиций в добычу и нефтепереработку, и «возникший глобальный дефицит дизтоплива является прямым следствием глобального недоинвестирования нефтегазовой индустрии», — подчеркнул эксперт.

Аналитики Bloomberg выделяют еще нехватку нефти, вызванную добровольными сокращениями добычи в Саудовской Аравии и экспорта из России, что также поспособствовало нехватке дизеля. Кроме того, в сегменте бензинов и авиакеросинов ситуация тоже напряженная, и многие мировые НПЗ стремятся удовлетворить этот спрос в ущерб дизтопливу.

Политический фактор

Но у неспособности мировых производителей дизельного топлива произвести его в необходимом количестве есть и политическая составляющая, напоминает Игорь Юшков. «Западные государства ввели множество санкций против России, Венесуэлы, Ирана, — указывает эксперт. — А именно в этих странах добывается „тяжелая“, сернистая нефть, из которой выход дизтоплива после переработки выше. А против импорта российских нефтепродуктов вообще введен прямой запрет, хотя, например, ранее мы занимали 2-е место по объемам поставок бензинов и дизеля в США».

Снятие санкций позволило бы быстро ликвидировать нехватку топлива на мировых рынках, или, как минимум, сбить на него цены. «И у нас, и в Иране есть избыточные мощности по производству топлива, — говорит Игорь Юшков. — И мы готовы загрузить свои НПЗ и увеличить экспорт нефтепродуктов на мировые рынки, тем самым сгладив глобальный дефицит, но западные страны на это не идут», — констатирует эксперт.

Влияние на Россию

Общемировая конъюнктура может спровоцировать дальнейших рост цен на внутреннем российском рынке. «Высокая стоимость бензина и дизеля на внешних рынках могут увеличить привлекательность экспорта, что, в свою очередь, подтолкнет к росту внутренние цены, — считает Игорь Юшков. — Чтобы этого не случилось, правительство должно сбалансировать объемы поставок на внешние рынки и объемы, необходимые для внутреннего потребления».

В отличие от глобальных рынков, наша страна не страдает от нехватки нефтепродуктов. «В России нет дефицита моторного топлива, — уверен эксперт. — Цены на внутреннем рынке растут под влиянием других факторов — это и высокая налоговая составляющая в себестоимости, и сложности с логистикой, и слабый рубль и прочее. Сейчас нефтяникам выгоднее экспортировать продукцию, поэтому властям нужно отрегулировать отрасль, иначе рост внутренних цен на топливо, который мы уже наблюдаем, получит новый толчок», — заключил эксперт.

Автор: Евгений Никтовенко

Источник: АиФ, 18.09.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики