Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > После запрета на экспорт цены на топливо пошли вниз. А как управлять ими потом?

После запрета на экспорт цены на топливо пошли вниз. А как управлять ими потом?

Временный запрет — экстренная мера. Она должна насытить внутренний рынок на период пикового спроса со стороны аграриев. Но что будет потом?

Цены на бензин и дизель в России резко пошли вниз. После введения временного запрета на экспорт топлива 95-й на бирже подешевел сразу почти на 11%, а дизельное топливо — почти на 15%. Очевидно, что временная мера сработала. Вопрос в том, насколько она временная и какие меры будут приняты потом. Уже на долгосрочную перспективу.

На самом деле цены на топливо начали снижаться еще до объявления о запрете на экспорт, только на новостях о том, что правительство пойдет на резкие шаги в этом отношении. Ну а уж после объявления этих шагов цены ушли в пике. Скоро мы увидим это и на табло российских заправок. Там, может быть, пике не будет, но все же… На бирже в пятницу тонна 95-го стоила 59 с лишним тысяч рублей. Тонна дизеля — почти 61,5 тысячи.
Получается, что литр 95-го на бирже стоит 43 рубля 32 копейки, а литр дизеля — 47,25. Понятно, что пока все это дойдет до заправок, к ценам что-то прибавится по объективным причинам. Вопрос, как долго все это продлится. Временный запрет — экстренная мера. Она должна насытить внутренний рынок на период пикового спроса со стороны аграриев. Но что будет потом? Эксперты, опрошенные Business FM, уверены, что, если запрет на экспорт продлится слишком долго, результат не обрадует никого.

Топливным компаниям будет просто невыгодно производить столько продукции. Особенно это касается дизеля. В стране мы потребляем только половину от того, что производим. И если НПЗ на какое-те время встанут, потом у нас не будет дизеля вообще — ни дешевого, ни дорогого. Так что в какой-то момент экспорт нужно будет вернуть. Но там опять могут возникнуть сезонные факторы, говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:

«Разговор про сезонные факторы оказался не очень эффективным. У нас, получается, летом есть проблема за сезонность, там сезон отпусков. Осенью есть проблема — сельхозработы. Зимой у нас будут сезонные проблемы с возможным ростом запросов со стороны военных. Весной у нас будет новая посевная. То есть это тот случай, когда как бы сезонные проблемы есть. У нас их ровно четыре».

Поэтому рынок ждет от властей стратегических решений. Варианты обсуждаются разные, но так или иначе большинство наших собеседников сходятся в том, что все закончится чем-то средним между экспортной пошлиной и перенастройкой демпфера. Продолжает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«Либо демпфер будут опять менять, может быть, убирать этот коэффициент 0,5, который привел к тому, что вполовину урезались выплаты компаниям. Либо переходить, может быть, как сейчас правительство опробует в других отраслях, на плавающую ставку экспортной пошлины в зависимости от курса рубля. То есть рубль слабеет, соответственно, пошлина повышается, рубль укрепляется, она понижается. В целом эту же функцию и выполняет демпфер, то есть когда на внешних рынках цена поднимается и экспортное направление становится более выгодным для компании, им увеличивают выплаты, чтобы они не отправляли туда топливо и нефть. Поэтому здесь демпфер именно для этого и создан, чтобы компенсировать разницу между ценами на внутреннем рынке и на внешнем. Конечно, в идеале нужно его доделать, и явно на этом будет настаивать Минэнерго, потому что замминистра энергетики Сорокин уже говорил открыто, что демпфер работал, просто его надо донастроить, немного починить, что называется, и дальше продолжить его использовать».

Задача в текущих условиях действительно выглядит нерешаемой. С одной стороны — бюджету нужны деньги (поэтому и урезался демпфер, и за падающий рубль в правительстве летом переживали не сильно), с другой — на внутреннем рынке нужно топливо по вменяемым ценам. И бизнес при этом должен зарабатывать. В том числе и топливный. Слишком много неизвестных. Но эксперты надеются, что решать это уравнение власти будут все-таки рыночными инструментами.

Источник: BFM.RU, 22.09.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики