|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > После запрета на экспорт цены на топливо пошли вниз. А как управлять ими потом? После запрета на экспорт цены на топливо пошли вниз. А как управлять ими потом?Временный запрет — экстренная мера. Она должна насытить внутренний рынок на период пикового спроса со стороны аграриев. Но что будет потом? Цены на бензин и дизель в России резко пошли вниз. После введения временного запрета на экспорт топлива 95-й на бирже подешевел сразу почти на 11%, а дизельное топливо — почти на 15%. Очевидно, что временная мера сработала. Вопрос в том, насколько она временная и какие меры будут приняты потом. Уже на долгосрочную перспективу. На самом деле цены на топливо начали снижаться еще до объявления о запрете на экспорт, только на новостях о том, что правительство пойдет на резкие шаги в этом отношении. Ну а уж после объявления этих шагов цены ушли в пике. Скоро мы увидим это и на табло российских заправок. Там, может быть, пике не будет, но все же… На бирже в пятницу тонна 95-го стоила 59 с лишним тысяч рублей. Тонна дизеля — почти 61,5 тысячи. Топливным компаниям будет просто невыгодно производить столько продукции. Особенно это касается дизеля. В стране мы потребляем только половину от того, что производим. И если НПЗ на какое-те время встанут, потом у нас не будет дизеля вообще — ни дешевого, ни дорогого. Так что в какой-то момент экспорт нужно будет вернуть. Но там опять могут возникнуть сезонные факторы, говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович: «Разговор про сезонные факторы оказался не очень эффективным. У нас, получается, летом есть проблема за сезонность, там сезон отпусков. Осенью есть проблема — сельхозработы. Зимой у нас будут сезонные проблемы с возможным ростом запросов со стороны военных. Весной у нас будет новая посевная. То есть это тот случай, когда как бы сезонные проблемы есть. У нас их ровно четыре». Поэтому рынок ждет от властей стратегических решений. Варианты обсуждаются разные, но так или иначе большинство наших собеседников сходятся в том, что все закончится чем-то средним между экспортной пошлиной и перенастройкой демпфера. Продолжает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков: «Либо демпфер будут опять менять, может быть, убирать этот коэффициент 0,5, который привел к тому, что вполовину урезались выплаты компаниям. Либо переходить, может быть, как сейчас правительство опробует в других отраслях, на плавающую ставку экспортной пошлины в зависимости от курса рубля. То есть рубль слабеет, соответственно, пошлина повышается, рубль укрепляется, она понижается. В целом эту же функцию и выполняет демпфер, то есть когда на внешних рынках цена поднимается и экспортное направление становится более выгодным для компании, им увеличивают выплаты, чтобы они не отправляли туда топливо и нефть. Поэтому здесь демпфер именно для этого и создан, чтобы компенсировать разницу между ценами на внутреннем рынке и на внешнем. Конечно, в идеале нужно его доделать, и явно на этом будет настаивать Минэнерго, потому что замминистра энергетики Сорокин уже говорил открыто, что демпфер работал, просто его надо донастроить, немного починить, что называется, и дальше продолжить его использовать». Задача в текущих условиях действительно выглядит нерешаемой. С одной стороны — бюджету нужны деньги (поэтому и урезался демпфер, и за падающий рубль в правительстве летом переживали не сильно), с другой — на внутреннем рынке нужно топливо по вменяемым ценам. И бизнес при этом должен зарабатывать. В том числе и топливный. Слишком много неизвестных. Но эксперты надеются, что решать это уравнение власти будут все-таки рыночными инструментами. Источник: BFM.RU, 22.09.2023
|
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|