Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Власти снизят дисконт Urals к Brent для расчета налогов

Власти снизят дисконт Urals к Brent для расчета налогов

Поможет ли это увеличить нефтегазовые доходы бюджета

Власти решили снизить дисконт Urals к Brent для налогов до $6/барр. к 2026 годуВласти решили для расчета нефтяных налогов снизить дисконт Urals к Brent, пока составляющий $20 за баррель, до $15 в 2024 году и до $6 в 2026 году, следует из материалов к бюджету. По данным Argus, сейчас скидка не превышает $12

Правительство решило продолжить поэтапное снижение дисконта нефти марки Urals к котировке североморской нефтяной смеси North Sea Dated (аналог Brent), которая рассчитывается ценовым агентством Argus, для целей налогообложения (НДПИ и налог на дополнительный доход). В 2024 году дисконт должен снизиться с установленных сейчас $20 до $15 за баррель, в 2025 году — до $10, в 2026 году — до $6. Это следует из пояснительной записки от 21 сентября к проекту закона о федеральном бюджете.

У РБК есть копия этой записки, ее подлинность подтвердил источник в финансово-экономическом блоке правительства. Позже это подтвердили РБК в пресс-службе Минфина, уточнив, что новый размер дисконта $15 будет применяться уже с 1 января 2024 года.

Запланированное изменение дисконта в следующие три года позволит бюджету дополнительно собрать 860,9 млрд руб. в 2024 году, 933,8 млрд руб. в 2025 году и 859 млрд руб. в 2026 году, указано в документе. В итоге нефтегазовые доходы, которые прогнозируются на уровне 8,863 трлн руб. в этом году, в следующем должны увеличиться до 11,5 трлн руб., а в 2025 и 2026 годах — достичь 11,759 трлн и 11,414 трлн руб. соответственно. Доля таких доходов от общего объема (28,66 трлн руб.) в 2023 году составит чуть более 30% и вырастет до 35% в 2025-м.

РБК направил запросы в аппарат вице-премьера Александра Новака, пресс-службы Минэнерго, «Роснефти», ЛУКОЙЛа, «Сургутнефтегаза» и «Газпром нефти».

Зачем власти сокращают дисконт к Brent

Дисконт к котировкам Brent начал использоваться в России для налоговых целей весной 2023 года на фоне эмбарго на поставки российской нефти в ЕС, из-за чего прежние индикаторы потеряли актуальность. До этого российские власти использовали в налоговых целях только котировки Urals на условиях CIF (продавец платит за транспортировку и страховку груза в порт отправления) с поставкой в нидерландский Роттердам и итальянскую Аугусту, которые предоставляло ценовое агентство Argus. Однако из-за логистических проблем на фоне западных санкций, а затем частичного запрета на поставку нефти в Европу и установления странами G7 ценового потолка на ее ввоз в третьи страны на уровне $60 за баррель эти котировки оказались ниже Brent на рекордные $35–40 за баррель, однако затем ситуация начала выправляться. Эксперты указывали, что в реальности российская нефть продавалась с дисконтом, но дороже, а бюджет недополучал доходы.

Сокращению дисконта способствовала диверсификация экспортных потоков. В июне Новак прогнозировал, что из 223 млн т нефти и нефтепродуктов, которые Россия ранее экспортировала в западном направлении, останется только 87 млн т (40%), а остальное будет вывезено в другие страны. Он, в частности, указывал, что уже в 2022 году поставки российской нефти в Индию выросли в 19 раз, до 41 млн т.

Сколько сейчас стоит Urals

По последним данным Argus на 22 сентября, стоимость Urals в Роттердаме выросла до $82,67 за баррель, в Аугусте — до $85,11. При этом дисконт Urals к Brent снизился до $11,38 и $8,94 за баррель соответственно. Argus прекратит публиковать эти данные с января 2024 года.

Стоимость Urals на базисе FOB (продавец только доставляет и грузит товар на указанное покупателем судно) в Приморске 22 сентября выросла до $80,85 за баррель, а дисконт сократился до $13,2 за баррель.

Российский Центральный банк прогнозирует, что по итогам всего 2023 года стоимость Urals составит $61 за баррель.

В июне глава Минфина Антон Силуанов говорил, что установленный изначально для налоговых целей дисконт в $25 за баррель «все-таки большой»: «Мы считаем, что может быть поменьше». Уже в конце июля президент Владимир Путин подписал изменения в Налоговый кодекс, которые предусматривают снижение скидки до $20 с 1 сентября. В тех же поправках говорится о разработке собственного российского ценового индикатора, который будет рассчитываться на базе торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ). Он должен заработать с начала 2024 года и также будет использоваться для расчета нефтяных налогов.

Скидка Urals к Brent при доставке в Китай и Индию уже составляет лишь $3–4 за баррель, поэтому планы правительства по дальнейшему снижению дисконта в целях налогообложения весьма своевременные, говорит ведущий аналитик по нефти Kpler Виктор Катона. По его подсчетам, уже сейчас власти не полностью облагают налогами доходы нефтегазовых компаний, потому что используют установленный дисконт ($20 за баррель), который выше реального. В рамках политики Минфина не так важно, каков будет реальный дисконт Urals к Brent на мировых рынках, налоги будут собираться после подсчетов по существующей формуле, замечает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. Например, по оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), Urals в августе торговался в среднем около $70 за баррель, и дисконт к мировому эталону достигал $15. При этом, по подсчетам Минфина, средняя цена нефти Urals с 15 августа по 14 сентября составила $77,03 за баррель и дисконт — $11,58.

Для нефтяных компаний, которые зачастую используют иностранных посредников, ужесточение требований Минфина может вызвать проблемы с репатриацией доходов, прогнозирует Катона. Нефтяные компании сейчас в непростой ситуации, они учатся работать под санкциями, при этом направляют в бюджет 80% от своей прибыли в качестве налогов, указывает Митрахович. Гипотетическое повышение этой доли до 90–95% может существенно затруднить развитие компаний, опасается он.

Сколько нефтегазовых доходов будет собрано

В первом полугодии 2023 года нефтегазовые доходы России упали на 47%, до 3,382 трлн руб. При этом в бюджете заложен их базовый уровень в размере 8 трлн руб. по итогам всего года. В Минфине объясняли такое снижение высокой базой 2022 года, снижением котировок цен на Urals и сокращением объемов экспорта газа. В пресс-службе министерства тогда заявили, что месячная динамика нефтегазовых доходов постепенно выходит на «стабильную траекторию».

По данным МЭА, доходы России от экспорта нефти и нефтепродуктов в июне 2023 года упали почти вдвое по сравнению с июнем 2022 года ($20,4 млрд), а общий объем экспорта российской нефти в июне сократился до 7,3 млн барр. в сутки, что было самым низким показателем с марта 2021 года. Федеральная таможенная служба временно приостановила публикацию статистики по импорту и экспорту в апреле прошлого года, чтобы «избежать некорректных оценок и спекуляций» на фоне введения западных санкций из-за военной спецоперации на Украине.

Для исправления ситуации Минфин принял решение не только поэтапно сокращать дисконт к Brent для целей налогообложения, но и уменьшить вдвое выплаты компенсаций нефтяным компаниям за сдерживание цен на нефтепродукты на внутреннем рынке (топливный демпфер) с 60 млрд до 30 млрд руб. в месяц. Об этом впервые Силуанов заявил в конце апреля, соответствующие поправки в Налоговый кодекс были приняты в июле, а сами меры заработали с 1 сентября.

Последние предварительные данные Минфина показывают, что за январь—август нефтегазовые доходы составили 4,836 млрд руб., что на 38,2% меньше аналогичного периода прошлого года. В ведомстве подчеркивали, что месячная динамика нефтегазовых доходов вышла на уровень, значимо превышающий их базовое значение.

Доходы бюджета в 2024 году точно будут выше, так как переформатирование налогообложения подходит к концу, прогнозирует Катона. Отказ от котировок Argus для определения налоговой базы, состыковка будущих дисконтов с реальными ценами на рынке, увеличение нефтяного флота для минимизации урона в случае эскалации санкций — все это заметно укрепило возможности для увеличения доходов, полагает аналитик.

В пояснительной записке к законопроекту о федеральном бюджете говорится, что диверсификация поставок российской нефти обеспечила устойчивость добычи и экспорта, что дает возможность возвратиться к традиционному определению нефтегазовых доходов через базовую цену $60 за баррель с последующей индексацией на 2% ежегодно с 2027 года. Об этом говорил и глава Минфина Антон Силуанов 22 сентября на заседании правительства. C начала 2023 года прогноз таких доходов рассчитывался исходя из номинального значения 8 трлн руб. По бюджетному правилу, если доходы недобираются, то бюджет компенсирует недостачу из ФНБ, и наоборот, все, что сверх этих доходов, должно было поступать не в бюджет, а в валютном эквиваленте в ФНБ. Валютные операции ЦБ зеркалировал на открытом рынке. Однако такая конфигурация бюджетного правила имела недостатки для валютного рынка, указывали аналитики. С 10 августа и до конца года покупки валюты в рамках ее не проводятся из-за ослабления рубля.

Авторы: Георгий Смирнов, Иван Ткачёв

Источник: РБК, 25.09.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики