Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Аналитик Юшков: «Потолок цены» на российскую нефть не работает

Аналитик Юшков: «Потолок цены» на российскую нефть не работает

Россия смогла избежать влияния потолка цен на российскую нефть, введенного странами Запада, пишет Financial Times. В августе почти три четверти всех морских перевозок нефти из РФ осуществлялись без западной страховки, которая является рычагом для соблюдения ценового потолка, следует из анализа судоходных и страховых записей, проведенного газетой. Весной 2023 года доля морских перевозок российской нефти без страховки компаний стран Запада выросла до 50%, отмечает FT. По ее данным, Россия в условиях роста мировых цен на нефть с июля и снижения дисконта в 2023 году заработает от экспорта нефти как минимум на 15 млрд дол больше, чем в прошлом.

Эти тезисы в интервью Publico.ru подтверждает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. По его словам, есть два аспекта применения «потолка цены». Первый – запрет на перевозку нефти, если она стоит выше 60 долларов. И второй – запрет на страхование этой перевозки. В обоих случаях потолок цены не работает, отмечает Юшков.

«Инициаторы ограничений предполагали, что если РФ хочет воспользоваться морским транспортом для перевозки нефти, то она должна продавать её не выше 60 долларов. На практике же международный флот вообще не перевозит российскую нефть. По идее, собственник танкера должен взять некую справку о цене нефти. Но что если россияне выдадут справку, что нефть стоит 50, а продадут потом за 65? Как он проверит достоверность этих данных? Поэтому международные перевозчики связываться с этим не хотят», - полагает эксперт.

По его мнению, появился отдельный сегмент перевозчиков, которые занимаются только санкционной нефтью – российской, иранской и венесуэльской.

«После объявления о введении ценового потолка различные офшоры стали скупать подержанные танкеры и создали параллельный флот. Его называют сумеречным, теневым флотом, но здесь хорошо платят и все понимают, что это надолго. У компаний нет счетов в американских банках, у собственников нет недвижимости на Западе, транзакции проходят в национальных валютах. А поскольку ограничения не санкционированы ООН, останавливать танкеры никто не будет», - убежден И.Юшков.

И вторая часть – это услуги по страхованию. Так вот, по мнению Игоря Юшкова, они тоже не работают:

«Был показательный момент, когда после введения потолка цены Турция перестала пропускать ряд танкеров через черноморские проливы, ссылаясь на то, что там какая-то неправильная страховка. Все подумали, что Анкара тормозит российскую нефть, и санкции заработали. А на практике оказалось, что российские как раз проходят, а вот танкеры с нефтью из Казахстана, принадлежащие западным компаниям, не проходят, поскольку страховка не та. То есть Турция поняла, что идёт передел международного рынка страхования и можно на этот рынок зайти. По всей видимости, каких-то перевозчиков сейчас страхуют уже турецкие компании. И азиаты тоже поняли, что теперь можно британцев подвинуть».

Отвечая на вопрос Publico.ru об адаптации России к новым условиям и о том, сможет ли она зарабатывать не меньше, чем до введения ограничений, эксперт ответил, что многое будет зависеть от мировых нефтяных цен. Однако уже ясно, что «потолок цены» не работает так, как его задумывали.

Источник: Public Opinion, 25.09.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики