Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Игорь Юшков: Раньше мы поставляли по трубе 160 млрд кубов газа, теперь — 25 млрд. Разница громадная

Игорь Юшков: Раньше мы поставляли по трубе 160 млрд кубов газа, теперь — 25 млрд. Разница громадная

Россия перекидывает объемы поставок из Европы в Азию

Европейский союз стал менее интересен для России в энергетическом бизнесе, чем Азия. Об этом заявила бывший министр иностранных дел Австрии Карин Кнайсль.

Если бы у РФ была возможность продавать в ЕС больше газа, то «мы бы с удовольствием это делали». Тем более, что контракты не разорваны, просто Россия не может доставить туда топливо, поскольку на каждом трубопроводе есть свои индивидуальные проблемы, пояснил в интервью «Свободной Прессе» эксперт финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

— Тот же «Северный поток-1» — там были с турбинами проблемы, которые не могли обслужить из-за санкций, и их надо было возить в Канаду, потом возвращать, и не был понятен их санкционный статус. В итоге, Запад ограничения не снял, и турбины не попали на обслуживание. Потом трубопроводы просто взорвали.

«Ямал-Европа» — там поляки национализировали долю «Газпрома» в операторе польского участка «Европола», и Россия в ответ ввела санкции против этой компании. Ну, и Украина один их двух маршрутов через свою территорию перекрыла. Остались один путь через Украину и «Турецкий поток». 

«СП»: Сколько мы потеряли и потеряем?

— Падение объемов поставок со 160 миллиардов кубов за год в 2021-м до 20−25 млрд в этом году. Это что касается трубопроводном газе. Поэтому мы бы спокойно продавали и дальше в Европу, поскольку в газовой сфере особого разворота не совершили пока.

Понятно, что нужна инфраструктура, нужно либо газопроводы другие строить, либо заводы по сжижению газа. Это долго, это дорого. Что касается трубопроводного газа, то сначала надо контракт подписать на его покупку, а потом уже строить трубопровод. Может быть, что-то подобное мы увидим во время визита Владимира Путина в Китай. А большие СПГ-заводы Россия, по крайне мере, раньше самостоятельно не строила. Поэтому повторюсь, мы бы с удовольствием продавали его в ЕС, альтернативы для нас пока нет.

«СП»: С добычей и запасами у нас хуже не стало?

— В России столько газа даже на разработанных месторождения, что мы спокойно продавали бы и все прежние объемы в Европу, и еще примерно 150 миллиардов кубов могли бы добывать на западносибирских месторождениях и продавать еще куда-нибудь. Проблем с добычей у нас никогда не было, у нас были проблемы с продажей.

«СП»: Кнайсль, говоря о купле-продаже углеводородов, упоминает Индию и Германию, с чем это связано?

— Индия упоминается, видимо, с точки зрения нефти. Тут действительно — большая часть того, что Россия поставляла в Европу, развернулась именно на индийский рынок. Часть ушла на китайский, часть на север Африки, часть в ОАЭ.

В чем можно с Кнайсль согласиться: в долгосрочной перспективе европейцы сами заявили, что собираются отказываться от ископаемых источников энергии. Есть вероятность, что рынок европейский может закрыться. Индия наоборот — растущий рынок. И в этом плане переключиться на Индию, наверное, стратегически правильно. Хотя, идеально, конечно, поставлять и туда, и туда.

СП: Дешевле ли мы продаем в Индию?

— Рынки перестраиваются. Логистика меняется, доставка в Индию дороже. Экономически выгодно поставлять в Европу, и покупать из России.

Но сейчас рынки выстраиваются с точки зрения политики, а не экономики. Мы вытеснили потихоньку с индийского рынка Ирак, Саудовскую Аравию, которые и переходят на европейские рынки.

И опять же, дешевле мы сейчас продаем, чем продавали в Германию? Логистика дороже, плюс, в сам период перестроения рынков, мы давали большие скидки. Сейчас эта скидка постоянно уменьшается. Когда мы в ФРГ поставляли нефть, то это делали по нефтепроводу «Дружба», а это более эффективный способ доставки, чем морские доставки.

Наконец, часть НПЗ немецких принадлежало «Роснефти». Поэтому, да, Азия будет играть все большую роль. Индия — самая большая страна по численности населения, там они постепенно все больше пересаживаются на мопеды, и это порождает дополнительный спрос на энергию вообще и на нефть, в частности.

Автор: Игорь Плюснин

Источник: Свободная пресса, 27.09.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики