Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Атом к нам приходит? В Приморье планируют построить атомную станцию

Атом к нам приходит? В Приморье планируют построить атомную станцию

Рассматривая восточный курс России и прикидывая перспективные направления развития, руководители ведущих государственных корпораций подняли вопрос энергетического обеспечения региона. По их оценкам, темпы развития ДФО в ближайшем будущем будут самыми высокими в стране, а для обеспечения развивающейся промышленности в Приморском крае можно поставить и АЭС.

Старая песня

Быть или не быть атомной электростанции в Приморском крае – вопрос, который обсуждается на протяжении десятилетий. Ещё в советское время, примерно с 80-х годов, тема время от времени звучала в кругах специалистов.

АЭС могла бы решить проблемы дефицита энергомощностей, с которыми время от времени сталкивался регион, избыток мегаватт мог бы повлиять на цены в рознице для населения и промышленных потребителей. А включение станции в сеть Восточного энергокольца – стабилизировало бы экспортные операции с электроэнергией, которые совершаются с Китайской Народной Республикой, и планировались к расширению ещё и на КНДР, Республику Корея и Японию через российский Сахалин.

«Вопрос обсуждался довольно серьёзно с участием председателя крайисполкома Карабанова и городских и прочих служб, в том числе представителей науки, – рассказал экономист Юрий Авдеев. – Была даже экспедиция, которая определила место для строительства в районе посёлка Вострецово, но из-за сумасшедшей радиофобии, начавшейся после Чернобыльской аварии, проект не получил дальнейшего развития».

Тема АЭС возникла снова в конце ХХ века с созданием в 1995 году организации «Приморская АЭС», подчинённой Министерству по атомной энергетике РФ. Тогда край находился в состоянии перманентного энергетического кризиса, сопровождавшегося войной губернатора Евгения Наздратенко и компании «Дальэнерго» из-за размера тарифов. Население страдало от ежедневных многочасовых веерных отключений электроэнергии.

Для строительства станции предлагали несколько площадок, в том числе недалеко от Дальнереченска или Арсеньева. Строить так и не начали.

Потом в 2013-м, 2018-м и в 2021-м годах тема строительства атомной электростанции возникала вновь и даже обсуждалась на различных круглых столах и конференциях. Дальше обсуждения дело не пошло.

Одной из причин называли недостаточную населённость региона и невысокий уровень энергопотребления Приморским краем, даже несмотря на планы экспорта электроэнергии в Китай.

«Есть ли реальные планы по наращиванию промышленного производства, увеличению численности населения, строительству новых городов? – задавался вопросом ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. – Если мы этого не увидим, то оправдать строительство АЭС будет сложно».

Планы есть

Третье десятилетие XXI века показало острую нужду России в дальневосточных регионах, а особенно в Приморском крае, как в воротах страны в Азиатско-Тихоокеанский регион. Провозглашённый «Разворот на Восток» подразумевает наращивание транспортно-логистического потенциала региона и в перспективе – его развитие не только как логистического хаба, но и в качестве одного из промышленных центров страны.

В регионе появились химические производства, ведётся газификация и развивается транспортная сфера, ожидается расширение железнодорожных путей. Не за горами промышленный рывок. Энергия в достаточных количествах стала нужна.

«Наша мечта – прийти на Дальний Восток с крупной атомной генерацией. На уровне правительства РФ идёт работа над генеральной схемой размещения энергомощностей до 2042 года. Приморский край и Хабаровск рассматриваются как места размещения (атомной электростанции). Речь не только о создании дополнительных условий для перерабатывающих отраслей, но и для экспорта электроэнергии, – поделился глава госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев. – «Росатом» намерен наращивать своё присутствие на Дальнем Востоке самыми передовыми проектами».

Оценивая заявленные календарные даты – 2042-й год, ожидать в скором будущем стоит не столько стройки, сколько предварительных подготовительных работ.

Нужно выбрать место с подходящими сейсмическими характеристиками. Правда, представители «Росатома» на форуме упоминали нормальную работу её станций даже в турецком Аккую, где трясёт регулярно, и в других не особенно стабильных местах планеты.

 

Предполагаемые сроки возведения станции – между 2035 и 2042 годом. Время на то, чтобы всесторонне изучить вопрос, ещё есть. 

Нужно понять, какой мощности станцию строить. Варианты: два блока по 600 мегаватт, или один на 1000, или сразу на 1200, или даже два.

Понадобятся также проектирование сетей и анализ потребностей потенциальных потребителей. В Хабаровском крае, к примеру, вблизи Комсомольска-на-Амуре и Советской Гавани, в энергии уже сейчас нуждаются Восточный полигон и новые энергоёмкие проекты в горнорудной отрасли.

А может не надо?

Мне понятна заинтересованность «Росатома», они главные строители и эксплуатанты станции. А нам, населению, нужна дешёвая электроэнергия. Это даст толчок экономике, это снизит тарифы для бизнеса. Оспаривать пользу от этого, мне кажется, неразумно и нелогично, – считает депутат Законодательного собрания Приморского края Алексей Козицкий. – Но даже опыт высокотехнологичных и разумных наших японских соседей говорит, что не всё так просто и однозначно, особенно учитывая опыт Фукусимы. А Приморье находится в нестабильной в сейсмическом отношении зоне. Землетрясения здесь случаются регулярно. Да, не такие, как на Камчатке. Никто не сможет дать гарантии, что построенная в Приморье атомная электростанция на 100% будет безопасной».

Эксперты отмечают, что развитие добывающей и перерабатывающей промышленности Приморскому краю не так-то и нужно.

Ещё на стадии проектов промышленники, власть и экологи ломали копья на тему необходимости в уникальной приморской природе газового терминала под Находкой, Восточного нефтехимического комплекса (ВНХК) и других производств.

Если 25 лет назад острая нужда в электроэнергии несколько заглушала голоса экологов, то теперь уникальность природы вызывает в обществе истерики из-за любого радужного пятна на морской воде. А уж после Фукусимы и недавних сбросов миллионов тонн грязной воды японцами в Тихий океан атомную станцию с распростёртыми объятиями в Приморском крае не встретят… Даже несмотря на перспективы снижения тарифов.

Во-первых, это противоречит концепции логистического хаба и туристической зоны, каковой уже начал становиться Приморский край. Имеющихся энергетических мощностей для имеющихся задач региону должно хватить. В качестве альтернативы атому называются перспективные проекты приливных станций или другие более дружелюбные к природе способы выработки энергии. Например, гидроэлектростанции на Амуре.

Во-вторых, есть наглядные примеры того, во что превращается обычно территория, на которой, к примеру, перерабатываются в алюминий бокситы.

«Появление атомной электростанции – это не только вопрос радиационной безопасности, но и вопрос переизбытка электроэнергии. Будет ли она использоваться для экспорта в страны Азии или для производства, которые сами по себе достаточно опасные? Мы знаем, как практически загублена природа в том же Братске, где электроэнергия с ГЭС идёт на алюминиевый завод», – выразил опасение Алексей Козицкий.

Автор: Александр Колегов

Источник: АиФ Владивосток, 27.09.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики