|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Рынок бензина и дизеля будут спасать пошлинами для «серого» экспорта и восстановлением демпфера Рынок бензина и дизеля будут спасать пошлинами для «серого» экспорта и восстановлением демпфераТакие предложения на совещании с Владимиром Путиным поступили от вице-премьера Александра Новака. Президент считает возможным использовать для топлива те же механизмы, что и для удобрений, — сначала насыщаем внутренний рынок, потом зарабатываем на экспорте Правительство объявило шаги по долгосрочной стабилизации рынка топлива. Как заявил на совещании с президентом вице-премьер Александр Новак, курирующий топливный сектор, основных мер по защите российских автовладельцев и фермеров предлагается две. Во-первых, власти планируют повысить параметры так называемого демпферного механизма, то есть компенсаций производителям топлива за продажу товара на внутреннем рынке, а не по более высоким ценам на внешнем. Во-вторых, власти будут бороться с так называемым серым экспортом топлива, когда перекупщики берут бензин и дизель у производителя и ищут иностранного покупателя самостоятельно. Как выразился Новак, им повысят «заградительную», то есть протекционистскую пошлину с 20 тысяч до 50 тысяч рублей за тонну. Не исключает правительство и радикальных мер в виде запрета на экспорт для всех компаний, которые не производят топливо сами, — но здесь пока без конкретики. Предложения оценивает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович: «Вообще, звучит так, будто предлагают возвращение к более рыночным вариантам, потому что сейчас действует запрет на экспорт всех нефтепродуктов. Когда оптимальная загрузка НПЗ предполагает производство гораздо большего объема нефтепродуктов, чем могут быть освоены на внутреннем рынке, придется в условиях полного запрета сокращать переработку, это не очень хороший сценарий, если запрет затянется, поэтому Новак предлагает вернуться к вариантам чуть более мягким: экспортные пошлины дифференцированные в зависимости от того, кто это экспортирует и какие обязательства есть у этого игрока по внутреннему рынку; субсидии для некоторых внутренних потребителей — все это звучит немного более рыночным вариантом, чем просто когда мы обрубили весь экспорт. Мне кажется, пройдет несколько недель, и мы вернемся к более мягким вариантам регулирования. Все последние месяцы в правительстве обсуждался этот вопрос: как действовать? Звучали варианты более мягкие, более жесткие, Новак, его команда, включая Павла Сорокина, отстаивали сначала более мягкие варианты регулирования со всеми этими пошлинами. Но на каком-то этапе, видимо, они поняли, что толком дольше ждать нельзя, пожар на внутреннем рынке, и надо его тушить, ну, вот максимально жесткая мера. Но это такая жесткая мера, как антибиотик, который в больнице колют, но его нельзя колоть слишком долго, я думаю, что по прошествии нескольких недель мы вернемся к тем вариантам, которые обсуждались летом, которые сегодня отчасти были озвучены Новаком». Решение правительства по демпферу указывает на значимость одного из факторов роста стоимости топлива на российских АЗС и бирже. Буквально месяц назад коэффициент демпфера был снижен в два раза, что сэкономило бюджету около 30 млрд рублей в месяц, но очевидным образом повысило привлекательность экспорта для нефтяников. Планы были утверждены президентом еще в июле, и уже тогда СМИ, в том числе Neftegaz.ru, писали о рисках для российского потребителя. В совокупности с падением курса рубля к иностранным валютам продажи топлива за рубеж стали чуть ли не рекордно выгодными. Как отметил сам Новак, с начала года стоимость нефти в рублевом выражении выросла в полтора раза и превысила 8 тысяч рублей за баррель. Благодаря экстренному запрету на экспорт топлива, введенному на фоне чуть ли не кратного роста стоимости дизеля и резкого подорожания бензина, топливные цены на бирже обрушились на 15-20%, но пока не отразились на табло АЗС. О дальнейшей динамике рассуждает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков: «Во многом это была психологическая реакция рынка, биржи. Сейчас мы видим коррекцию, цена немножко подрастает после обвального падения, и здесь вопрос заключается в том, что она в дальнейшем будет на низком уровне, то есть это именно то, чего добивалось государство? Внутренний рынок насытился или нет? И есть факты, которые выступают за другую версию, — что нефтяные компании сами, по сути, снизили цены торговли на бирже, но насыщения внутреннего рынка по-прежнему не происходит. В пользу этой версии говорит то, что само количество сделок не увеличилось существенно с момента введения запрета на экспорт. Если государство будет последовательным, то оно дождется, пока по этим относительно низким ценам будет куплено топливо в больших объемах, когда сельхозпроизводители себе закупят, а здесь вполне может оказаться, что конфликт между государством и компаниями продолжается, что они формально снизили цены, но, с другой стороны, они тоже могут какую-то «итальянскую» забастовку устроить, например вернуться к продажам ровно того объема, который их обязывает государство, — 13%, например, в реальности нефтяные компании продавали даже больше. Я думаю, что пока идет процесс торга». Отдельно Владимир Путин предложил рассмотреть вариант применения к нефтяникам тех же требований, что действуют на рынке удобрений. Как выразился президент, «поставили на внутренний рынок необходимые объемы, а потом зарабатывайте на внешнем». В совокупности представленные на совещании меры вроде бы должны восстановить привлекательность внутреннего рынка для российских производителей топлива и снизить выгоду от экспорта для игроков-перекупщиков, которые сами его не производят. Влияние на бюджет, ради экономии которого летом снижали демпфер, будет двойственным — повысится и коэффициент выплат нефтяникам, и суммы пошлин от непроизводящих экспортеров. Но все это в условиях не вполне предсказуемого курса рубля и движений нефтяных цен. Источник: BFM.RU, 27.09.2023 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|