Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Торговая и логистическая перестройка мирового нефтяного рынка – в фокусе РЭН-2023

Торговая и логистическая перестройка мирового нефтяного рынка – в фокусе РЭН-2023

Эксперты и гости Международного форума «Российская энергетическая неделя», который состоится в Москве с 11 по 13 октября, обсудят перспективы энергетического сотрудничества между Россией и крупнейшими развивающимися экономиками мира, в том числе Китаем, Индией и странами Африки. Одна из ключевых тем предстоящего форума — воздействие перестройки транспортной-логистических коридоров на мировую энергетику.
 
«В мировой торговле нефтью происходят серьезные структурные изменения. Страны Ближнего Востока, игравшие важную роль в обеспечении сырьем растущих экономик Восточной Азии, теперь наращивают поставки нефти в Европу. В свою очередь, Россия резко увеличила экспорт нефти в Индию, Китай и некоторые другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). При этом на рынке все большую роль играют страны Латинской Америки, включая Бразилию и Гайану, обладающих соразмерным „плечом доставки» в Европу и страны АТР. Глобальный нефтяной рынок продолжает пытаться приспособиться к текущим геополитическим событиям, российская нефть, несмотря на попытки Запада ввести ограничения, поступает на различные рынки при изменившейся структуре цен, логистика стала сложнее и дороже, т.к. нефтеналивные танкеры вынуждены преодолевать большие расстояния, чтобы доставить сырье и нефтепродукты. Влияние этих сдвигов на будущее нефтяного рынка станет одной из важнейших тем предстоящей Российской энергетической недели», — отметил советник Президента Российской Федерации, ответственный секретарь Оргкомитета РЭН-2023 Антон Кобяков.
 
Крупнейшими импортерами российских нефтепродуктов в августе 2023 г. стали Турция, Индия и ОАЭ: на долю этих трех стран пришлось 46% морских поставок из Российской Федерации (1,04 млн из 2,27 млн б/с). Все более существенной становится роль Бразилии, Китая и Малайзии: на этих региональных потребителей пришлось в общей сложности 18% (397 тыс. б/с) в общей структуре поставок российских нефтепродуктов. Еще около 7% морских поставок нефтепродуктов из Российской Федерации (152 тыс. б/с) в августе пришлось на Сингапур, который активно развивает свой нефтепродуктовый хаб. Заметную роль играют также Греция и Мальта: в территориальных водах этих стран ЕС происходит перевалка нефтепродуктов с борта на борт (ship-to-ship), за счет чего общая доля этих стран в экспорте составила в августе 2023 г. составила 8% (191 б/с).
 
«Перестройка логистических потоков — не просто красивый слоган, а уже свершившийся факт, — отмечает эксперт Энергетического клуба РЭН Игорь Юшков. — Например, в августе 2023 г. в топ-20 ведущих импортеров нефтепродуктов из Российской Федерации вошли девять стран Африки: Алжир, Гана, Египет, Ливия, Марокко, Нигерия, Сенегал, Тунис и Того. Объем морских поставок нефтепродуктов из России в эти страны достиг 411 тыс. баррелей в сутки (б/с), а их доля в структуре соответствующей статьи российского экспорта составила 18%».
В целом, как отмечает Игорь Юшков, объем морских поставок нефтепродуктов из России за последние несколько месяцев сократился примерно на 780 тыс. б/с. В первую очередь, это обусловлено обязательствами России по сокращению добычи нефти в рамках сделки ОПЕК+.

Организаторами Форума «Российская энергетическая неделя» являются Фонд Росконгресс, Министерство энергетики Российской Федерации при поддержке Правительства Москвы.

Источник: Ведомости, 26.09.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики