Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Власти Молдавии разошлись с «Газпромом» в оценке долгов за газ

Власти Молдавии разошлись с «Газпромом» в оценке долгов за газ

Разбирательства по долгу в $700 млн могут переместиться в суд

«Газпром» намерен добиваться возврата долга за поставленный Молдавии газ «всеми возможными способами». Об этом российская компания заявила 6 сентября в ответ на предложение молдавских властей списать $700 млн задолженности.

«Газпром» категорически не согласен с утверждениями молдавской стороны», – говорится в релизе.

Ранее 6 сентября минэнерго Молдавии сообщило, что правительство республики по итогам аудита задолженности «Молдовагаза» перед «Газпромом» считает целесообразным выплатить лишь $8,6 млн из общего долга в $709 млн и предлагает «Газпрому» списать остальную сумму. Почему к выплате предлагается именно такая сумма, минэнерго не поясняет.

Однако в релизе министерства подчеркивалось, что по задолженности за 1991–2002 гг. в объеме около $276 млн, по данным аудиторов, «отсутствуют подтверждающие документы». Около 50% этой суммы – штрафы за неуплату, часть которых образовалась в результате применения «чрезмерно высоких процентных ставок». Еще около $400 млн, по заключению аудиторов, имеет «истекший срок исполнения». В сообщении поясняется, что арбитражные решения по этой части долга были вынесены в 2008–2020 гг. и «не могут быть исполнены спустя три года».

Результаты аудита, который проводили компании Wikborg Rein (Норвегия) и Forensic Risk Alliance (Великобритания), 6 сентября представил министр энергетики Молдавии Виктор Парликов. Он заявил, что «Газпром» проинформирован о них и о предложениях молдавской стороны.

Но в «Газпроме» парировали, что отчет аудитора не проходил утверждения наблюдательным советом «Молдовагаза», а сам аудитор был определен без согласования с «Газпромом» и «Молдовагазом». «Выводы аудитора не могут каким-либо образом влиять на размер и обоснованность указанной задолженности, тем более что она подтверждается в регулярно подписываемых «Газпромом» и «Молдовагазом» документах и соответствующих решениях международного арбитража», – заявили в «Газпроме».

«Молдовагаз» создан в 1999 г. «Газпрому» принадлежит 50% акций компании, 35,33% – правительству Молдавии, 13,44% – комитету по управлению имуществом Приднестровья, оставшиеся 1,23% – миноритариям.

При этом «Молдовагаз» сам может инициировать серию судебных претензий финансового характера. «Речь идет о транзите газа через Молдавию, а также о нарушении условий договора со стороны «Газпрома» в октябре прошлого года, когда объем поставок газа был сокращен в одностороннем порядке», – сказал Парликов (цитата по «Интерфаксу»). В сообщении минэнерго Молдавии поясняется, что «Газпром» с 2007 г. не выплатил около $160 млн за транзит газа по территории Молдавии. Российская компания платила половину положенной за прокачку газа суммы «Молдовагазу», а другую половину – созданному в Приднестровье «Тираспольтрансгазу», подчеркнули в министерстве; деньги, полученные Тирасполем, в Кишиневе и считают «невыплаченными». В заключении аудиторов также отмечается, что «Газпром» причинил ущерб Молдавии непоставкой законтрактованных и запрошенных объемов российского газа осенью – зимой 2022–2023 гг.; кроме того, «вызывают вопросы» ряд действий, связанных с приватизацией газотранспортной системы страны (сейчас принадлежит «Молдовагазу»).

«Газпром» и «Молдовагаз» в октябре 2021 г. продлили контракт на поставку российского газа на пять лет с 1 ноября 2021 г. Стороны также подписали протокол по урегулированию вопросов в газовой сфере. С октября 2022 г. «Газпром» сократил поставки в Молдавию примерно на треть до 5,7 млн куб. м/сутки из-за сложностей с транзитом через Украину. С декабря весь этот объем направляется в Приднестровье, потребители на правом берегу Днестра получают топливо от госкомпании Energocom, которая покупает его на спотовом рынке. Глава «Молдовагаза» Вадим Чебан в апреле 2023 г. отмечал, что контракт с «Газпромом» позволил Молдавии в прошлом году сэкономить около $420 млн по сравнению с потенциальными расходами при закупках по рыночным ценам.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков отмечает, что разногласия между Молдавией и «Газпромом» могут привести к полной остановке поставок российского газа в том случае, если в действующем контракте есть положения о выплате задолженности по предыдущему договору. По словам эксперта, теоретически «Газпром» может сократить поставки до уровня, достаточного для обеспечения Приднестровья (сейчас расположенная там Молдавская ГРЭС вырабатывает электроэнергию и для Молдавии). Но если «Газпром» прекратит поставлять газ по контракту с «Молдовагазом», то возникнут трудности с обеспечением топливом непризнанной республики, признает Юшков. Поставлять газ в Приднестровье можно по газопроводу «Турецкий поток» через Болгарию и Румынию, но Кишинев будет блокировать такие поставки, уверен аналитик. При этом Парликов 6 сентября заявил, что Молдавия готова обеспечить Приднестровье газом «даже в случае отказа «Газпрома» от поставок».

Юшков считает, что в интересах «Газпрома» игнорировать результаты аудита. Скорее всего, он не предусмотрен контрактом с «Молдовагазом», рассуждает аналитик. По международным нормам, по его словам, подобные споры разрешаются в арбитраже.

Соруководитель практики санкционного права и комплаенса Pen & Paper Кира Винокурова считает, что «Газпром» будет стремиться взыскать всю сумму долга. Возможное место разбирательств, по ее словам, зависит от условий договора. «Газпром», как правило, включает в контракты с иностранными партнерами арбитражные оговорки в пользу международных арбитражей с общепризнанной репутацией, таких как Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма и Международный арбитражный суд Международной торговой палаты, поясняет юрист. Она добавила, что под сроком давности (на который ссылаются аудиторы) понимается срок для защиты нарушенного права, который в российском законодательстве составляет три года.

Партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Василий Малинин считает, что заявления об истечении срока исковой давности могут быть необоснованными. Он поясняет, что исковая давность прерывается в случае признания долга, а «Молдовагаз» в ходе «многочисленных взаимодействий» с «Газпромом» мог прямо или косвенно признать наличие такой задолженности.

Ранее арбитражные разбирательства «Газпрома» и «Молдовагаза» неоднократно проходили в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате РФ. Например, в сентябре 2020 г. арбитраж удовлетворил иск «Газпрома» о взыскании с «Молдовагаза» $246,4 млн долга за поставленный в 2017 г. газ. В феврале 2021 г. «Газпром» обратился в тот же арбитраж с иском о взыскании с «Молдовагаза» $370,5 млн долга за газ, поставленный в 2018 г. О решении арбитража компания не сообщала.

Эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер подчеркивает, что газовый конфликт России с Молдавией – не спор двух хозяйствующих субъектов, а «медийно-политическая история». Такого рода заявления молдавские власти делают под диктовку европейских государств, чтобы Молдавия окончательно разорвала отношения с Россией, считает он. В случае прекращения поставок российского газа, по словам политолога, у Запада появится новый повод обвинить Москву в саботаже, как это уже было после прекращения зерновой сделки.

Автор: Василий Милькин

Источник: Ведомости, 07.09.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное стратегическое целеполагание в нефтегазе
Нефтегазовый комплекс России оказался в зоне серьезной турбулентности. Санкции только усиливаются. США целенаправленно выдавливают российские углеводороды с мирового рынка, уже открыто предлагая приобретать вместо них добываемые в США нефть и газ. При этом никуда не делись давно диагностированные среднесрочные риски вроде ухудшения ресурсной базы и повышения себестоимости добычи. Все это требует серьезных, именно стратегических решений. Казалось бы, государство должно взять на себя функцию разработки четкого плана развития ТЭК в условиях санкционных ограничений. Собственно, как только началась СВО, Путин сразу же дал поручение подготовить новую версию Энергетической стратегии.
Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики