Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия примет участие в модернизации украинской ГТС только в качестве ее совладельца

Россия примет участие в модернизации украинской ГТС только в качестве ее совладельца

Получив контроль над украинской газотранспортной системой, Россия готова и модернизировать «трубу», и продавать Украине дешевый газ, и отказаться от строительства «Южного потока»

Россия готова поучаствовать в модернизации украинской газотранспортной системы (ГТС), но только при условии, что «Газпром» станет ее совладельцем.

Такое мнение в беседе с корреспондентом газеты «Дело» высказал генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности (РФ) Константин Симонов.

«Условия участия России в модернизации украинской ГТС вполне понятны. Это участие в управлении ГТС Украины в качестве совладельца или в какой-либо другой форме. Совершенно ясно, что без получения доступа к управлению ГТС, то есть, без понимания того, что Россия сможет в том или ином виде участвовать в определении будущего ГТС, соответственно минимизировав свои политические риски, без этого никакого участия в модернизации ГТС со стороны России или конкретно „Газпрома“ не будет», — объяснил российский эксперт.

При этом Симонов отметил, что для этого необязательно слияние «Нафтогаза» с «Газпромом».

«Другое дело — насколько обязательным является слияние „Газпрома“ и „Нафтогаза Украины“, о чем Путин в мае прошлого года сказал. Если мы посмотрим на официальную позицию Путина и „Газпрома“, то сегодня эта позиция выглядит так — „Нафтогаз“ должен объединиться с „Газпромом“, после чего можно ставить вопрос об инвестициях в ГТС Украины и о снижении цен на газ для Украины. Миллер неоднократно говорил, что и население, и промышленные предприятия получат газ по внутрироссийским ценам при объединении „Газпрома“ и „Нафтогаза“. В 2010 году средняя цена реализации „Газпрома“ в России составляла 2345 рублей за 1 тыс. куб. м газа — около $85. Это тот бонус, который Миллер официально предлагал Украине, безусловно, согласовав с Путиным. По моему мнению, Россия готова к более мягким формам партнерства. Я считаю, что можно было бы вернуться к идее консорциума Россия — Украина — Германия», — сказал эксперт.

Кроме того, Симонов считает, что в случае участия «Газпрома» в управлении ГТС Россия откажется от планов по строительству газопровода в обход Украины — «Южного потока».

«Моя точка зрения несколько расходится с точкой зрения Путина. По версии Путина, „Южный поток“ мы построим в любом случае. Я вообще считаю, что если Россия договорится с Украиной касательно ГТС, логично было бы поставить вопрос — зачем в этой ситуации нужен „Южный поток“? При небольших инвестициях мы сможем 170–180 млрд. куб. м прокачивать через Украину. Плюс есть Беларусь, плюс две нитки „Северного потока“. Все объемы мы покрываем», — сказал собеседник «Дела».

При этом эксперт исключил возможность в ближней и средней перспективе увеличения пропускной мощности украинской «трубы».

«Не думаю, что речь пойдет об увеличении мощностей ГТС. Чтобы объемы превысили мощности „Северного потока“, Беларуси и Украины — это уж слишком оптимистический сценарий. Не будем забегать вперед — сейчас надо решить вопрос с ГТС», — отметил Симонов.

Источник: Дело (Украина), 19.07.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики