Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Игорь Юшков рассказал при каких условиях стоит отменить запрет на экспорт топлива

Игорь Юшков рассказал при каких условиях стоит отменить запрет на экспорт топлива

Кабмин РФ готов в ближайшие дни частично снять запрет на экспорт дизельного топлива из-за рисков для нефтепереработки, связанных с переполнением хранилищ "Транснефти", пишет Коммерсант, ссылаясь на собственные источники. Министр энергетики РФ Николай Шульгинов также подтвердил, что тема частичного снятия запрета экспорта топлива пока обсуждается на всех уровнях.

Новость Агентству нефтегазовой информации комментирует эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков:

- Обсуждение отмены ограничений на экспорт дизтоплива вполне обосновано, потому что дизель в России производится в два раза больше, чем потребляется. Идет быстрое затоваривание. Правительство оказывается перед выбором. Если сохранять запрет на экспорт, вскоре НПЗ начнут перестраивать свою работу. Возможно, кто-то решит останавливать переработку, потому что девать этот дизель будет некуда. Кто-то попытается настроить производство ДТ так, чтобы удовлетворить только внутренний спрос, но не факт, что это удастся сделать. Не хотелось бы, чтобы нарушался технологический процесс. И могут возникнуть риски перебоев поставок на внутренний рынок. Второй вариант в данной ситуации для Правительства - ввести ограничения. Например, разрешить экспортировать ДТ только компаниям, которые его производят. Все к этому и идет.

По бензину ситуация другая: мы потребляем примерно такой же объем, что и производим. В год около 10%, а максимум был 14%, идет на экспорт. Т.е. хранилища заполняются медленнее и вопрос стоит не так остро. Но рано или поздно и здесь может произойти затоваривание. Поэтому такие сценарии тоже обсуждаются.

Надо понимать, что запрет все равно рано или поздно придется отменять. Но есть критерий: выполнил ли он свою цель. Мы увидели понижение стоимости на бирже, дальше Правительство хочет, чтобы произошло снижение по всей цепочке. И мы видим, что сейчас они работают с мелким оптом и розницей. Я думаю, что в ближайшее время они отчитаются, что цены везде снизились, а значит задача выполнена.

Но, отмечу, предполагалось, что за время запрета будут разработаны новые правила игры, которые позволят без радикального ручного вмешательства Правительства регулировать цены. Необходимо было скорректировать систему налогообложения, в том числе демпфирующий механизм. В этом плане, пока что нет какого-то решения. Вернут демпфер или будет еще что-то сделано? Как дальше будет образовываться цена? А меры необходимы, чтобы стоимость топлива не росла такими темпами, как это произошло в последние месяцы. Вот эту задачу пока не выполнили.

А если затянуть сдерживание экспорта и дождаться, что НПЗ снизят объемы переработки, то по итогам года экспорт нефтепродуктов сократится, компании недополучат деньги и меньше выплатят экспортной пошлины в бюджет. Поэтому особо выигравших от сохранения данных мер нет.

Повторюсь, запрет стоит снимать, когда будет какая-то система, сдерживающая рост цен на внутреннем рынке, чтобы внутренний потребитель не пострадал.

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 04.10.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики