Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Цены на бензин падают: в чем причины и будет ли топливо дешеветь и дальше

Цены на бензин падают: в чем причины и будет ли топливо дешеветь и дальше

Аналитик Игорь Юшков перечислил причины снижения цен на бензин в России

66-67 рублей за литр дизельного топлива. Такими были цены в конце сентября на АЗС Республики Бурятия, куда я отправилась в командировку. Водители знатно чертыхались. Ведь еще в мае стоимость топлива была на несколько рублей ниже. Однако едва я пересекла границу с Забайкальским краем, проехав всего 150 км, то обнаружила на заправках цены еще выше - 74,5 рубля за литр дизеля!

В августе и сентября мы много писали о росте цен на бензин. С сентября 2022-го по сентябрь 2023-го дизель вырос на 16% (с 55 до 64 рублей), АИ-92 на 8,8% (с 47 до 51), АИ-95 – на 9,5% (с 51 до 56). Но я, например, даже не предполагала, что разница в стоимости того же дизеля может быть столь высокой в регионах-соседях. Очевидно, что цена на топливо растет по законам местных закупщиков-перекупщиков, диктующих в погоне за прибыль свои условия.

Но пришли, наконец, и хорошие новости. За прошедшую неделю топливо всех марок подешевело. Чуть-чуть, но все же – см. «Только цифры».

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета Игорь Юшков видит в этом влияние государства.

- Давайте для начала вспомним. Бензин дорожал весь год: где-то быстрее, где-то медленнее, - говорит он KP.RU. - Основное подорожание было летом из-за нескольких факторов. Первое. Сезонность и рост внутреннего туризма. Люди едут в отпуска на машинах – юг, Кавказ, Алтай. Напомню, что уже второй год часть аэропортов закрыты, билеты на поезд раскупают быстро, проще поехать на авто. Второе. Нефтяные компании пытались компенсировать отсутствие роста стоимости топлива в прошлом году, когда инфляция составила 12%, а цены на бензин не поднимались. Третье. Весной правительство объявило нефтяникам о снижении демпферных выплат (компенсации из бюджета тем производителям, которые поставляют топливо на внутренний рынок вместо зарубежного, когда цены в России ниже, чем на мировых рынках). Компании стали компенсировать падение доходов за счет потребителей. Четвертое. Экспортировать бензин стало значительное выгоднее из-за ослабления рубля. В рублевом выражении цена на вывозной бензин была гораздо выше, чем внутри страны.

По словам эксперта, сейчас со стороны правительства идет сильное давление на нефтяные компании по запрету экспорта бензина. Важно сначала насытить внутренний рынок, а потом уже продавать топливо за рубеж.

- То, что так быстро начала снижаться цена на АЗС – это и есть давление в ручном режиме на нефтяников. Плюс ФАС мгновенно подключилась. Это тоже инструмент давления на рынок. Сейчас задача государства снизить цены на трех направлениях – на бирже (крупный опт), нефтебазах (мелкий опт), АЗС (розница). И пока не произойдет снижение цены до уровня инфляции (по прогнозу минфина она будет около 6% за год), запрет на экспорт будет действовать. Следовательно, цены должны будут еще снизиться.

Автор: Наталья Варсегова

Источник: KP.RU, 05.10.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики