Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Затор в трубах. Система «Транснефти» после запрета на экспорт переполнена

Затор в трубах. Система «Транснефти» после запрета на экспорт переполнена

Переполненные хранилища «Транснефти» вынуждают правительство задуматься о частичном снятии запрета на экспорт нефтепродуктов, разрешив поставки на внешние рынки трубопроводным транспортом. «В настоящее время проблемы с затовариванием транспортной системы дизельным топливом решаются, но ведомства на всех уровнях думают, что делать дальше», — специально для aif.ru подтвердили в пресс-службе Минэнерго позицию главы ведомства Николая Шульгинова по поводу возможного снятия запрета на экспорт топлива. «Тема пока в обсуждении на всех уровнях», — сказал министр.

На фоне слабого рубля и высоких мировых цен на нефтепродукты нефтяникам крайне выгодно восстановить экспорт топлива, и переполненные резервуары хранения, откуда очень сложно технологически перенаправить дизель на внутренний рынок, могут стать еще одним аргументом в их пользу в споре с чиновниками. Но власти учитывают и ситуацию на внутреннем топливном рынке, где после резкого снижения котировок на бензин и дизель, вызванного запретом на экспорт нефтепродуктов, вновь возобновился рост. Например, по итогам торгов на Санкт-Петербургской бирже 5 октября цены на бензин марки АИ-92 выросли на 1,35% до 56,90 тыс. руб. за 1 тонну, на АИ-95 — на 1%, до 59,17 тыс. руб. за 1 тонну, стоимость летнего дизеля подросла на 0,22% до 57,13 тыс. руб. за 1 тонну. 

Да и свободные емкости хранения у «Транснефти» еще явно остались, иначе нефтеперерабатывающие заводы резко снизили бы выработку. «Если бы эти проблемы были нерешаемые, то мы бы уже видели, наверное, разгрузку, но мы пока разгрузок НПЗ не видим. Поэтому все текущие проблемы, которые возникают, решаются. Но мы думаем, что дальше делать», — пояснил журналистам Николай Шульгинов, добавив: «решения будут в скором времени опубликованы».

Таким решением, вероятно, все же станет смягчение запрета на поставки топлива на внешние рынки, косвенно это подтверждается разработкой в правительстве критериев для снятия или смягчения ограничений на экспорт нефтепродуктов, и ситуация в системе «Транснефти» лишь подтолкнет к этому. «Изначально запрет вводился хоть и бессрочно, но как временная мера, — напоминает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, научный сотрудник Финуниверситета при Правительстве РФ Станислав Митрахович. — И он не должен действовать долго. У наших нефтеперерабатывающих заводов большие мощности, они способны удовлетворять и внутренний спрос, и обеспечивать поставки на внешние рынки. Если запрет будет действовать дольше нескольких недель, то НПЗ, действительно, начнут снижать объемы производства, в том числе и под влиянием ситуации в „Транснефти“».

Автор: Евгений Никтовенко

Источник: АиФ, 05.10.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики