Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Названы перспективы экспорта российского газа в западном и восточном направлениях

Названы перспективы экспорта российского газа в западном и восточном направлениях

Эксперты Фонда национальной энергетической безопасности рассказали «Московской газете», как осуществляется экспорт российского СПГ в Европу и почему он становится одной из главных перспектив для нефтегазового сектора. Также собеседники издания обрисовали будущее трубопроводных поставок энергоносителя в Среднюю Азию

Прекращение экспорта трубопроводного газа в Европу произошло не из-за отказа от российских энергоресурсов, а из-за того, что маршруты доставки газа столкнулись с проблемами, рассказал «Московской газете» эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

«Сначала на трубопроводе «Северный поток-1» началась история с турбинами, которые изначально были произведены в Канаде, и чинить их надо было там же, — напомнил Игорь Юшков. — Но, поскольку Канада и Евросоюз ввели санкции на поставку оборудования в Россию было непонятно, как везти эти турбины на ремонт в Канаду и потом обратно, чтобы они не оказались под санкциями. Прокачка газа по трубопроводу становилась всё меньше и меньше. В сентябре 2022 он остановился, а потом на нём произошёл взрыв. С газопроводом «Ямал-Европа», по которому российский газ шёл транзитом через Белоруссию, Польшу и Германию, произошла другая история: польским участком газопровода владела компания EuroPol Gaz, в которой у «Газпрома» было 49% акций. Поляки национализировали эту долю в EuroPol Gaz. В ответ на что Россия ввела санкции против этой компании и перекрыла поставки газа через Польшу. Газопровод «Ямал-Европа» теперь работает только с Белоруссией. Также Украина перекрыла один из двух российских газопроводов, проходящий по территории ЛНР. Если раньше «Газпром» по контракту качал в этом направлении около 110 кубов газа в сутки, то теперь где-то 42,5 кубов. Кроме этого, от экспорта трубопроводного газа остаётся только одна нитка «Северного потока» и «Турецкий поток».

В силу всего этого важным направлением экспорта российских энергоносителей стал СПГ, отметил Игорь Юшков. Экспорт СПГ выгоден в направлении Европы, поскольку в Азии цены на газ сейчас ниже, сообщил аналитик.

«СПГ у нас производят только предприятия «Ямал-СПГ» и «Сахалин-2». В Европе цены выгоднее, чем в Азии, и в Европу короче транспортное плечо. Сейчас на европейском рынке СПГ мы занимаем второго место после США. Но если в Азии вырастут цены, «Ямал-СПГ» развернёт экспорт туда. С точки зрения государства выгоднее поставлять трубопроводный газ. Потому что, когда «Газпром» поставляет трубопроводный газ, он платит налог на добычу полезных ископаемых, и когда газ вывозится за рубеж, он платит экспортную пошлину. А от продаж СПГ государство ничего не получает», — отметил собеседник «Московской газеты».

Продукцию «Ямал СПГ» вывозят только танкеры арктического класса, сообщил Игорь Юшков.

Таких в мире только 15 штук, построенных именно для этого проекта. Первое судно «Кристоф де Марджери» принадлежит компании «Совкомфлот». Остальные – международным компаниям. Я думаю, ставка фрахта этого танкера одинакова — что у «Совкомфлота», что у международных компаний. С конца этого года заработают перевалочные хабы компании «Новатэк» в Мурманской области и на Камчатке, благодаря которым газовозам арктического класса не надо будет ходить до Бельгии или Франции, чтобы там разгружаться и приходить обратно. Завод «Ямал-СПГ» был рассчитан на реализацию 17,4 миллионов тонн газа в год, а благодаря хабам сможет реализовывать 20. Чем быстрее вывозишь и реализуешь газ, тем больше его можно производить. И быстрее наступит тот период, когда вернутся налоги и государство начнет зарабатывать с Ямала», — рассказал Игорь Юшков.

Определённые политические силы в Европе могут запретить поставки российского СПГ, но на такой стресс для экономики Европа в ближайшее время вряд ли пойдёт, сказал «Московской газете» ведущий эксперт ФНЭБ Станислав Митрахович. СПГ может поступать в Европу с помощью некоторых юридических лазеек, позволяющих соблюсти видимость отказа от российских энергоресурсов, но вряд ли это убедит кого-то даже в ЕС, считает эксперт.

«Речь идёт о прямых поставках СПГ в Европу, которые осуществляет ряд предприятий. В сфере этих поставок есть как прямые договоры, так и схемы, когда газ находится в пакете у инвесторов, которые сами решают, что с ним делать: например, газ в пакете у французской компании TotalEnergies, которая является одним из акционеров «Ямал-СПГ». Евросоюз может схитрить и сказать, что раз СПГ находится в пакете у TotalEnergies, значит, он не совсем российский, но это, на мой взгляд, всего лишь ужимки, все понимают, откуда газ», — отметил Станислав Митрахович.

Судоходство с проекта «Ямал-СПГ» осуществляется 6 различными компаниями, только одна из которых – российская «Совкомфлот», сказал ведущий эксперт ФНЭБ.

«Нет детальной информации об этих контрактах, только общая. В России нет компаний, которые могли бы осуществлять эти поставки, кроме «Софкомфлота». И еще 5 иностранных судоходных компаний. Так уж организован этот бизнес. Российское судоходство, к сожалению, пока недостаточно развито. Нефтегазовый комплекс, видимо, считался у нас недостаточно приоритетным направлением для инвестиций. Что-то развивалось, что-то не развивалось. Если запретить иностранным судоходным компаниям участвовать в вывозе СПГ, останется только «Совкомфлот», и не факт, что его танкеры примут в каждом европейском порту. Если танкеров будет не хватать, «Ямал-СПГ» снизит производство газа, а это не в российских интересах. Если бы наша экономика была несколько сильнее и технологичнее, можно было бы по-другому выстроить этот бизнес. Но политика – это искусство возможного», — заметил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности.

А что интересного можно сказать о предстоящем транзите российского трубопроводного газа через Казахстан в Узбекистан?

«10 с лишним лет назад Узбекистан и Казахстан начали масштабное газовое строительство для поставок на рынок Китая, — отметил Станислав Митрахович. –— К сожалению, эти две страны немного не оценили свои силы, и им теперь не хватает газа для собственного потребления. Поэтому открывается возможность для российских поставок, которые могут помочь этим странам насытить внутренний рынок и дать возможность экспортировать газ в Китай. Понятно, что это не бесплатная для Узбекистана и Казахстана сделка. В дальнейшем на её основе можно будет договариваться о новых маршрутах, например, о поставках российского газа в КНР через Северный Казахстан или об участии России в поставках по газопроводу «Центральная Азия – Китай».

«Прошлой зимой население Узбекистана выходило греться на улицу у костров и готовить там еду: в котельные поступало мало газа, и они плохо нагревали воду, — рассказал эксперт ФНЭБ Игорь Юшков. — Начались переговоры с Узбекистаном и реализовались в конкретный контракт на взаимовыгодных условиях, который начал исполняться в октябре. В 2024 году, возможно, договор о поставках российского газа подпишет и Казахстан, потому что там тоже сокращается добыча газа и увеличивается потребление».

В том, что Узбекистан при этом пока не заказывает транзит российского газа, нет политического момента. Просто газ нужен республике преимущественно в зимний период, считает аналитик.

«Года через полтора Россия выйдет на круглогодичный режим поставок газа Узбекистану», — прогнозирует Игорь Юшков.

Автор: Николай Васильев

Источник: Московская газета, 06.10.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики