Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт: цены на топливо из-за восстановления демпфера должны снизиться

Эксперт: цены на топливо из-за восстановления демпфера должны снизиться

Правительство, вероятно, рассчитывает остановить их рост на уровне годовой инфляции.

Сейчас топливо дорожает быстрее, рассказал в беседе с радиостанцией «Говорит Москва» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

«Теперь доходы федерального бюджета существенно увеличились. Наша цена нефти сорта Urals в сентябре была, например, 83 доллара за баррель. При том, что рубль ещё ослаб в отношении к доллару. Поэтому в рублёвом выражении мы сейчас зарабатывали гораздо больше, чем планировалось в бюджете. Это компенсировало недополученную выручку первого полугодия, и такой жёсткой необходимости экономить сейчас уже нет. Приоритет сместился в сторону стабилизации ситуации на топливном рынке. Поэтому принято решение обратно вернуть прежний механизм выплат по демпферу. И не экономить на этой строке расходов бюджета.

Прежде всего восстановление демпфера должно привести к тому, что нефтяные компании опять будут держать относительно низкие цены, ниже, чем это было в августе-начале сентября, в разгар топливного кризиса. Ну и ряд других мер как раз призваны стабилизировать ситуацию на рынке. Я думаю, что в рознице задача правительства, которую оно перед собой ставит, это всё-таки уменьшить подорожание топлива в уровень инфляции. Сейчас топливо подорожало больше, чем на уровень инфляции. К началу сентября у нас дизель подорожал в среднем по стране где-то на 10%, бензин — на 7-8%, а инфляция была 5,5%. По итогам года инфляция прогнозируется в размере 7-8%. И вот туда, в эти 7-8%, правительство и хочет обратно загнать подорожание топлива. Поэтому они будут стараться понизить цены на АЗС. Пускай не на много, но, чтобы уйти в эти самые 7-8%. Рассчитывать на какое-то существенное снижение цен на АЗС потребителям не нужно, но хотя бы не будет цена расти такими темпами, как это было на протяжении нынешнего года».

По словам Юшкова, сокращение демпферных выплат НПЗ стало одним из главным факторов топливного кризиса в стране.

«В первом полугодии ситуация с доходами бюджета была довольно тревожной. У нас высчитывалась экспортная пошлина на нефть и налог на добычу полезных ископаемых исходя из довольно низкой цены на российскую нефть сорта Urals. Даже где-то доходило до меньше 50 долларов за баррель. А бюджет был рассчитан на то, что у нас нефть будет стоить по меньшей мере 70 долларов за баррель.

Поэтому правительству, Минфину был дан зелёный свет в мерах повышения доходов бюджета, и мы видели повышение налоговой нагрузки на ряд отраслей, и снижению расходов бюджета, то есть приоритетом была именно бюджетная стабильность. Потому что дефицит бюджета оказывался очень большим. Одна из мер была сокращение выплат нефтяных компаниям по механизму демпфера. Там прямо вводился коэффициент 0,5, то есть с сентября в два раза сократилась выплата по демпферу. Естественно, что недополученные деньги нефтяные компании захотели добрать с внутреннего рынка. И это один из главных факторов, почему топливо и на бирже дорожало, и в конечном итоге и в розницу стало дорожать».

Ранее кабмин ввёл дополнительные меры для стабилизации топливного рынка. Правительство увеличило нормативы обязательных продаж на бирже бензина Аи-95 с 13% до 15%, дизтоплива — с 9,5% до 12,5%.

Источник: Говорит Москва, 06.10.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики