Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Третья ветка «Северного потока» в перспективе не будет лишней для ЕС, но окончательное решение зависит от позиции Украины

Третья ветка «Северного потока» в перспективе не будет лишней для ЕС, но окончательное решение зависит от позиции Украины

Третья ветка газопровода «Северный поток» в перспективе не будет лишней для ЕС, но окончательное решение вопроса зависит от позиции Украины. Такое мнение высказал ИТАР-ТАСС гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, комментируя итоги очередного раунда российско-германских межгосударственных консультаций, в ходе которых канцлер Германии Ангела Меркель не поддержала предложенное российской стороной строительство третьей ветки газопровода.

«Сложно говорить о неконструктивности позиции России в этом вопросе. „Северный поток“ напрямую соединяет территории России и ЕС, позволяет ЕС получать газ без посредников, ликвидирует транзитные риски, а РФ в свою очередь, напротив, принимает на себя некоторые риски, но уже другого плана — риски недозагрузки. И это никак не противоречит европейским интересам, учитывая сложности, связанные с непредсказуемостью транзита через Украину», — настаивает Симонов.

Причем, по мнению эксперта, в принципе третья очередь «Северного потока» не теряет смысла, даже если мы посмотрим на финансы. Так, «если не решить проблему Украины, если она держит за горло», вопрос о себестоимости трубы не станет критическим, считает он. Он добавил, что если украинский суд в конечном счете все же признает нелигитимными Харьковские соглашения 2010 года, «мы лишимся важного договора о транзите газа через украинскую территорию».

Говоря о объявленном на днях Украиной начале модернизации своей газотранспортной системы /ГТС/, он предположил, что это — всего лишь лозунг. «У самой Украины денег на это нет, ЕС денег не даст, учитывая, что газ с этого направления может быть в перспективе переброшен на прямые маршруты, а Россия не будет инвестировать в ГТС без решения вопроса о собственности», — уверен он. По его словам, ситуация может измениться, если Верховная Рада примет закон о переходе ГТС в собственность «Нафтогаза», а затем пройдет IPO.

Также, продолжил Симонов, сейчас возникли и сложности с Турцией по поводу «Южного потока» — эта страна до сих пор не выдала разрешения на прокладку нитки газопровода в своих территориальных водах. Всего, напомнил эксперт, будет четыре нитки, по каждой из которых будет поставляться 15 млрд кубометров газа в год. С этими мощностями, считает он, «можно играть, перебрасывая южные объемы на север».

Сдержанная реакция Меркель на возможность построить еще одну нитку «Северного потока», отметил Симонов, не удивительна, поскольку она «вынуждена учитывать не только интересы партнерства с Россией, но и с США», которые всегда поддерживали проекты, направленные на снижение нашего влияния в ЕС — южный газовый коридор, «Набукко», Транскаспийский трубопровод.

Вместе с тем, подчеркнул Симонов, пока предложение расширить газопровод «прозвучало в режиме полуэкспромта». «Но если немецкий бизнес договорится с „Газпромом“ и в ультимативной форме поставит вопрос перед Меркель, она, возможно, изменит свою позицию», — отметил он. При этом, добавил эксперт, «фактор Европы» и негативного отношения к расширению российско-немецкого газопровода со стороны ряда государств-членов ЕС, в частности, Польши, «меньше волнует Меркель». Это, пояснил он, связано с тем, что в настоящий момент Германия «спасает евро» и всегда может использовать этот козырь, чтобы усмирить несогласных.

Симонов также предположил, что партнером «Газпрома» по строительству третьей ветки «Северного потока» могла бы стать немецкая компания RWE, сотрудничество с которой сейчас активно развивается. В целом эксперт не исключил, что третья труба действительно не станет лишней для ЕС. «Одной Германии может понадобиться дополнительно 34–36 млрд кубометров газа в год, так как ей придется заменять атом. Часть своих потребностей она покроет за счет ветряной генерации, но потребность в газе только до 2022 года может составить еще 25–28 млрд кубометров», — заключил он.

Источник: ИТАР-ТАСС, 20.07.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики