Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Азербайджан тянет российскую нефть

Азербайджан тянет российскую нефть

Обсуждается расширение реверсных поставок

Москва и Баку обсуждают вариант поставок реверсом около 4 млн тонн российской нефти в Азербайджан по нефтепроводу через Тихорецк, который сейчас мало загружен. Такой вариант выгоден Азербайджану, который сможет выгодно экспортировать свою нефть, перерабатывая российскую. Для самой России он не так очевидно привлекателен, так как осушает порты Махачкала и Новороссийск, что приведет к существенной потере выручки. Более эффективным на рынке считают вариант прокладки трубы через Иран в Индию.

Россия предложила Азербайджану расширить нефтепровод Тихорецк—Баку для реверсных поставок. Этот вопрос, как сообщила пресс-служба правительства, вице-премьер Александр Новак обсудил с министром энергетики Азербайджана Пярвизом Шахбазовым.

Как уточнил российский чиновник, объем прокачки по этому маршруту может составить 4 млн тонн нефти в год. По его словам, Баку пока не принял решения и изучает детали.

Подобная идея обсуждалась еще десять лет назад. Так, в 2014 году азербайджанская ГНКАР вела переговоры с оператором российской трубопроводной системы «Транснефтью» о поставках по маршруту Самара—Тихорецк—Баку около 5 млн тонн нефти с возможной дальнейшей отгрузкой в нефтепровод до Турции Баку—Тбилиси—Джейхан. Российскую нефть Азербайджан также мог направлять на переработку на своих НПЗ на фоне снижения национальной добычи. Инициативу Баку, говорят источники «Ъ» на рынке, на тот момент поддерживала «Роснефть», которая была заинтересована в своповых поставках сырья с Азербайджаном. Согласно плану, нефть из РФ могла поставляться в республику с обменом ее на азербайджанскую нефть уже в Джейхане на Средиземном море.

Изначально по нефтепроводу из Баку через Новороссийск мощностью около 7 млн тонн по территории России прокачивалось сырье из Азербайджана, Казахстана и Туркмении. Но в последние годы его загрузка не превышала 3 млн тонн (из которых 2 млн тонн — казахстанская нефть). В прошлом году Казахстан собирался увеличить поставки вдвое.

Сейчас, отмечают источники «Ъ», знакомые с ситуацией, разворот нефтепровода в реверс выгоден в куда большей степени Баку, в то время как Россия потеряет часть грузооборота в порту Новороссийск.

Ранее «Транснефть» оценивала снижение тарифной выручки от изменения направления поставок через него более чем в 1 млрд руб. По мнению компании, также Новороссийск бы потерял 1,8 млрд руб. выручки от перевалки дополнительных объемов нефти, порт Махачкала — почти 2 млрд руб. Помимо этого для переориентации объемов потребовалось бы более 6 млрд руб. на техническую реконструкцию трубопровода. В «Транснефти» и аппарате вице-премьера Александра Новака не стали комментировать ситуацию.

Источники «Ъ» поясняют, что на данный момент Азербайджан заинтересован в получении российской нефти для переработки на собственных НПЗ, в то время как свое сырье страна могла бы экспортировать через Турцию.

По мнению собеседников «Ъ», для России такой вариант разворота потоков нефти имеет смысл только при условии продления трубопровода из Баку в Иран, где есть маршрут до Индийского океана, что позволит поставлять сырье в Индию и сопредельные государства в обход Турции. При этом для того, чтобы строительство было экономически эффективно, объемы поставок по этому направлению должны быть не менее 50 млн тонн, говорят собеседники «Ъ». Но такой вариант вряд ли найдет поддержку Азербайджана и встретит сопротивление Стамбула, который рассчитывает на дополнительные объемы перевалки через свою территорию после завершения строительства канала. При этом об актуальности проекта трубопроводных поставок через Баку и Иран накануне заявил президент Владимир Путин. По его словам, задумываться о диверсификации поставок игроков рынка заставляют события на Ближнем Востоке.

Эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков отмечает, что на данный момент вариант реверса на Баку не выглядит необходимым для России, которая и так успешно экспортирует свое сырье. А Азербайджану будет выгодно перерабатывать недорогую российскую нефть на своих НПЗ и продавать собственную на мировом рынке по высоким ценам, а также произведенные нефтепродукты. Также эксперт отмечает, что, если проект будет реализован, это создаст существенные проблемы для порта Махачкалы, куда сейчас поступает нефть с Каспия, в том числе около 2,5 млн тонн тяжелой нефти из Казахстана, которую вряд ли Баку согласится принимать на свои НПЗ. Таким образом, встает вопрос, куда ее перенаправлять, говорит господин Юшков. При этом при существенном снижении перевалки через махачкалинский порт его запланированная приватизация становится фактически невозможна, отмечает один из источников «Ъ». Но вариант прокладки нефтепровода через Иран ему представляется на данный момент практически нереализуемым с учетом его протяженности и политической ситуации.

Автор: Ольга Мордюшенко

Источник: Коммерсантъ, 12.10.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики