Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Государственная монопольно-тарифная дубина

Государственная монопольно-тарифная дубина

Конца тарифной гонке, которая бьет по карману россиян и отрасли экономики, пока не видно. Вчера Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) сообщил, что цены на газ в России необходимо сдерживать, а рынок электроэнергии должен быть переформатирован. Являясь крупнейшим экспортером энергоресурсов, РФ не может обеспечить своему населению низкие цены на энергию в отличие от ее ближайших соседей-импортеров. И происходит это не без потворства властей, считают некоторые аналитики. Монополистам позволено повышать тарифы и распределять прибыль между топ-менеджерами и непрофильными активами. А снижать издержки, которые подпадают под коммерческую тайну и непрозрачны для анализа, монополисты не спешат.

Монополисты страны – прежде всего в энергетической отрасли – не торопятся сокращать свои издержки. Все их проблемы решает очередной рост тарифов, который до поры до времени правительством обычно не запрещается. При этом данные об издержках и показателях собственной эффективности часто в полной мере не оглашаются, поскольку относятся к категории коммерческой тайны.

Как сообщила вчера руководитель Департамента исследований топливно-энергетического комплекса ИПЕМа Наталья Порохова, частные собственники в генерации в целом заинтересованы в снижении издержек и повышении эффективности. «Однако в сетевом комплексе, регулирование которого действует по принципу доходности на инвестированный капитал, увеличение инвестпрограмм и издержек приводит к росту базы для начисления тарифа и, наоборот, стимулирует собственников к раздуванию издержек», – говорит Порохова. Решить эту проблему можно, но вовсе не ручным методом управления, который был применен премьером Владимиром Путиным в этом году относительно цен на электроэнергию. Ведь такие механизмы приносят лишь временное облегчение, они не решают проблему отрасли системно.

В ИПЕМе уверены: чтобы достичь снижения цен на электроэнергию, надо менять всю модель рынка электроэнергии, совершенствовать механизмы регулирования сетевого комплекса, а также сдерживать цены на газ. «Газпрому» от этого не убудет, добавляют в ИПЕМе, ведь «при экспортных ценах на газ, соответствующих прогнозу Минэкономразвития, газовая отрасль всегда будет иметь устойчиво высокую прибыль». «Для изменения политики в отношении внутренних цен на газ нужно только политическое решение», – уточняет Порохова. Но будет ли оно?

«Цены на электроэнергию далеко не всегда связаны с наличием собственных мощностей или энергоресурсов у государства, во многом они определяются экономической политикой государств», – сообщили на днях специалисты центра экономических исследований «РИА-Аналитика», которые опубликовали рейтинг стран по стоимости электроэнергии для населения. Лидерами по стоимости электроэнергии стали Дания и Германия – 10–11 руб. за кВт-ч, в то время как в России электричество для населения стоит 2,2 руб. за кВт-ч.

Однако поводов для радости у россиян немного. Ведь если оценивать РФ с точки зрения ее ближайших соседей, то выходит, что россияне платят за электричество больше, чем армяне и казахи (около 1,8 руб. за кВт-ч), а также белорусы и украинцы – они платят примерно по 1 руб. за кВт-ч. Парадоксальная ситуация: в России, которая является крупнейшим поставщиком энергоресурсов, за энергию население платит больше, чем, например, в Белоруссии или Украине, которые сырье в основном импортируют.

Эксперты «НГ» подчеркнули: чтобы остудить пыл монополистов и заставить их сократить издержки, нужна самая малость – политическая воля, но именно ее в России и не хватает. Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин приводит пример – сметы возглавляемого Алексеем Миллером «Газпрома» на трубопроводные проекты. Они почти в три раза превышают затраты на аналогичные проекты в Европе. «Что делать с этой схемой – непонятно. Наверное, для отказа от нее нужна политическая воля. Но сегодня положение практически безвыходное». Ведь пока что, по словам Крутихина, существующая ситуация вполне устраивает власти.

Однако некоторые эксперты в своих оценках оказались более сдержанными. «Энергетический и газовый рынки пока только переходят на рыночные отношения. В идеальном варианте рост тарифов должен стимулировать всю экономику к повышению энергоэффективности, – рассуждает ведущий эксперт инжиниринговой компании «2К» Сергей Воскресенский. – Но на первоначальном этапе отпускать тарифы нельзя. Вопрос требует комплексного подхода – повышать энергоэффектвиность отдельных отраслей мало, нужно повышать и энергоэффективность энергетических компаний. Также на первоначальном этапе необходимо усилить антимонопольный контроль». Государство все же заинтересовано в стабильности и прогнозируемости энергорынка, продолжает эксперт. Поэтому галопирующего роста тарифов правительство скорее всего не допустит, считает Воскресенский. По его словам, если инвесторы не изменят свой подход, на рынок вернется жесткое госрегулирование тарифов. Но насколько полезен будет этот шаг – вопрос, ведь тогда инвестиционная привлекательность отрасли снизится и реформа энергетики РФ вернется к своему началу.

Наконец, по мнению гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, нельзя все же утверждать, что монополисты сегодня полностью скрывают информацию о прибыли и финансовых затратах. Никто не скрывает, например, годовые отчеты. «Тот же «Газпром» опубликовал в этом году информацию о стоимости газопроводов, что вызвало бурю эмоций», – напоминает Симонов.

Другое дело, что сегодня не существует схемы контроля эффективности затрат. «Было поручение президента госкомпаниям сократить издержки и затраты на 10%, и тут же многие компании написали письма своим поставщикам, в которых, ссылаясь на указание президента, потребовали сократить цены на 10%, – поясняет Симонов. – Откуда взялась такая цифра? Почему мы считаем, что именно такова доля неэффективности? Это сложный и спорный вопрос. Мне кажется, единственный путь – попытаться привязать стоимость многих работ к зарубежным аналогам с соответствующими поправками. По крайней мере у нас будет хоть какая-то точка отсчета. Иначе неясно, что сегодня считать эффективным, а что нет».

Что касается тарифов, то, как отмечает Симонов, за пять лет газ почти удвоился в цене. «Согласен, что темпы довольно высокие, но для населения в 2010 году газпромовский газ обходился меньше, чем в 80 долларов за тысячу кубометров, – уточняет он. – Наше население платит за газ меньше, чем промышленность. В Европе обратная ситуация: население платит за газ больше, чем промышленность, и платит в ряде случаев в 10 раз больше, чем россияне».

Однако Симонов признает, что действительно до конца не ясно, по какому критерию Федеральная служба тарифов и Минэкономразвития определяют рост тарифов. «Откуда эти цифры берутся? Расчеты эти непрозрачны. Очень важно, чтобы нам не просто давали цифры повышения тарифов, а чтобы было четкое понимание, зачем это нужно, откуда такие цифры и на что эти деньги будут израсходованы», – резюмирует эксперт.

Авторы: Анастасия Башкалова, Сергей Куликов

Источник: Независимая газета, 22.07.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики