Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > США ввели санкции в отношении двух нарушителей нефтяного потолка: что это значит

США ввели санкции в отношении двух нарушителей нефтяного потолка: что это значит

Минфин США ввел блокирующие санкции в отношении двух компаний, перевозивших российскую нефть, которая реализовывалась по цене выше установленного западной коалицией потолка. Союзники по так называемой коалиции потолка цен выступили в поддержку действий США и выпустили рекомендации для участников нефтяных перевозок, указав на необходимость соблюдать ценовые ограничения. Что означают эти действия и к каким последствиям они могут привести — выяснял Forbes

Управление по контролю за иностранными активами Минфина США (OFAC) сообщило в четверг, 12 октября, что вводит блокирующие санкции против зарегистрированной в Объединенных Арабских Эмиратах компании Lumber Marine SA и турецкой Ice Pearl Navigation Corp. Принадлежащий Lumber Marine танкер SCF Primorye и танкер Yasa Golden Bosphorus, который принадлежит Ice Pearl Navigation Corp, говорится в сообщении, перевозили российскую нефть, проданную по ценам выше $75 и $80 за баррель. Этим судам запретили любые операции, связанные с перевозкой нефти, но до 8 января 2024 года разрешили действия, связанные с оказанием медицинской помощи и обеспечением безопасности членов экипажа, швартовкой, постановкой в док и ремонтом.

«Мы по-прежнему привержены реализации политики ценового ограничения», — заявил заместитель министра финансов США Уолли Адейемо. По его словам, эта политика преследует две цели: сокращение прибыли России от торговли нефтью и обеспечение достаточных объемов поставок на мировые рынки для поддержания стабильности этих рынков.

В конце 2022 года страны «Большой семерки» (США, Германия, Япония, Великобритания, Франция, Италия и Канада), образовавшие совместно с ЕС и Австралией так называемую коалицию ценового ограничения, установили максимальную цену в $60 за баррель российской нефти, перевозимой морским путем. Ценовой потолок вступил в силу 5 декабря 2022 года, одновременно с запретом на импорт российской нефти странами, присоединившимися к ограничениям. Однако России удалось перенаправить нефтяные потоки на Восток, прежде всего в Индию и Китай, а средняя цена на российскую нефть сорта Urals перешагнула поставленную планку уже в июле нынешнего года. По оценке Минфина России, средняя цена на нефть марки Urals в сентябре 2023 года сложилась в размере $83,08 за баррель, средняя цена эталонной североморской нефти Brent составила $93,98.

Коалиция ценового ограничения в четверг, 12 октября, опубликовала заявление в поддержку действий США и рекомендации для перевозчиков нефти по морю и для компаний из смежных отраслей о необходимости придерживаться установок ценовой коалиции и о том, как избегать нарушений ценового потолка. «Если у нас найдутся доказательства того, что компании или физические лица осуществляют незаконные или вводящие в заблуждение [регуляторов] действия, связанные с поставками сырой нефти и нефтепродуктов российского происхождения, мы ответим в соответствии с ограничительными мерами, установленными членами коалиции, — говорится в заявлении. — В то же время коалиция по-прежнему привержена сохранению стабильности на мировых энергетических рынках как с точки зрения уровня цен, так и с точки зрения предложения».

Агентство Reuters сообщило, что после введения ценового потолка трейдеры, желающие заработать на перевозках российской нефти, закупили старые танкеры или перерегистрировали имевшиеся у них в странах, не присоединившихся к потолку цен. Количество желающих перевозить российскую нефть увеличилось настолько, что ставки фрахта обвалились, и это принесло России еще больше доходов, пишет агентство. По оценкам трейдеров и расчетам Reuters, продавцы российской нефти марки Urals нынешней осенью сэкономят около $7 за баррель на фрахтовых ставках по сравнению с прошлой зимой, когда был введен ценовой потолок. По расчетам Reuters, это означает, что экспортеры продают нефть, загружаемую в портах на Балтийском море, по цене $70 долларов за баррель, что значительно превышает уровень ценового потолка в $60.

Когда в сентябре цены на нефть Brent достигли пика в $97 долларов за баррель, российские экспортеры продавали российскую нефть по $79 за баррель. Ставки фрахта на поставку российской нефти сорта Urals в Азию в октябре упали до самого низкого уровня с момента введения потолка цен, сообщили трейдеры агентству. В текущем месяце, по их данным, стоимость перевозки одного танкера со 100 000 т российской нефти из балтийских портов в Индию упала до $4,8-5,2 млн, или примерно до $7 за баррель по сравнению с более чем $15 млн (около $14 за баррель) в начале 2023 года.

Ставки фрахта упали, даже несмотря на то что Россия совместно с Саудовской Аравией согласилась сократить экспорт. А затраты на транспортировку 140 000 т нефти Urals из черноморского порта Новороссийск в Индию в октябре, по данным источников Reuters, составили в среднем около $4,1-4,2 млн, по сравнению с $5 млн в летние месяцы. При этом, указывает Reuters, в нынешнем году Россия экспортировала около 5 млн баррелей нефти в сутки. Общий экспорт нефти вместе с нефтепродуктами в сентябре, сообщило Международное энергетическое агентство (МЭА), подскочил c августа на 460 000 баррелей в сутки, до 7,6 млн баррелей в сутки. Доходы России от экспорта нефти, по подсчетам МЭА, в сентябре, по сравнению с предыдущим месяцем, выросли на $1,8 млрд, до $18,8 млрд, что стало самым высоким показателем с июля 2022 года.

Попытка сохранить лицо

«Последние действия США и западной коалиции стоит трактовать скорее как попытку сохранить лицо, чем как конструктивные меры, призванные пресечь экспорт российской нефти, реализованной по ценам, превышающим ценовой потолок, — рассуждает старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин. — Полноценное функционирование данного механизма невозможно в условиях продолжающегося роста цен на нефтяном рынке, обеспечивающего соизмеримое восстановление цен на российскую нефть. Еще в июле стоимость российской нефти марки Urals уверенно превышала порог в $70 за баррель, что на $10 выше ценового потолка. В августе котировки российской нефти впервые превысили цены 2022 года, пробив отметку $75 за баррель, а уже в сентябре ее средняя цена вышла на планку $83 за баррель. Однако несмотря на то что в сентябре прошлого года цена на нефть марки Brent колебалась близко к уровню $89 за баррель, что сопоставимо с текущими уровнями, российская Urals на тот момент стоила более чем на 20% дешевле, находясь ниже отсечки в $70 за баррель. Именно тогда Еврокомиссия, а затем уже и страны «Большой семерки» обсуждали потолок цен на российскую нефть, рассматриваемый коалицией в диапазоне $60-70 за баррель. Поскольку сейчас ее котировки превышают прошлогодние почти на $15 долларов за баррель, логично предположить, что западной коалиции имеет смысл пересмотреть этот диапазон в сторону увеличения как минимум на 20%. Но это крайне маловероятно из-за политических и имиджевых рисков».

«Я не могу судить, рассчитывает ли правительство США восстановить этим действием потолок цен или же оно просто надеется повысить стоимость операций [с российской нефтью] и тем самым хотя бы немного увеличить дисконт на нефть марки Urals, — сказал Forbes старший аналитик «БКС Мир инвестиций» Рональд Смит. — Проблема с потолком цен заключается в том, что это фиксированная величина, ни к чему не привязанная. Когда стоимость Brent составляла $70 за баррель и ниже, этого уровня [$60 за баррель] можно было легко достичь. Но поскольку стоимость нефти Brent сейчас значительно превышает $80 за баррель, то предполагаемый ценовой разрыв между эталонным сортом и Urals становится настолько большим, что у потенциальных покупателей и отправителей российской нефти появляются стимулы обойти любую систему контроля».

США, понятно, пытаются преследовать компании, нарушающие их условия работы с российской нефтью, отмечает аналитик ФГ «Финам» Оксана Лукичева. «Но это приводит лишь к созданию флота, параллельного западному, который будет работать в новых условиях. Именно это мы уже наблюдаем, — констатирует аналитик. — Санкции даже ускоряют процесс. Потолок цен — весьма относительное понятие. Задача, по заявлениям самих американцев, состоит не в том, чтобы цены на российскую нефть были $60 за баррель и ниже, а чтобы они были ниже рыночных. Ну и в целом желательно, чтобы цены на нефть были ниже $90 за баррель, так как иначе экономика начинает сильно буксовать».

Серьезные санкции маловероятны

Принятие санкций против двух компаний — это несерьезно, считает эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. Чтобы утверждать, что США решили серьезно следить за соблюдением условий ценового потолка, таких историй должно быть больше — и более масштабных, полагает эксперт. «Пока, я думаю, американцы от полноценного давления будут воздерживаться, хотя отдельные эксцессы возможны, — говорит Митрахович. — Иначе это может действительно привести к ситуации, при которой российской нефти будет экспортироваться меньше и мировые цены вырастут, в том числе цены на бензин в Америке в преддверии президентских выборов. Поэтому мне кажется, что к полноценному давлению американцы не готовы».

Желающих перевозить российскую нефть действительно много, подтверждает Митрахович. «Это вид бизнеса, — говорит он. — Поскольку все видят, что особых проблем это не приносит, и американцы кого-то давят, но не масштабно, есть желающие заработать. Поэтому и стоимость фрахта меньше, и дисконт меньше. Посмотрим, что будет в будущем: может быть, по мере успокоения ситуации на Ближнем Востоке цены на нефть снизятся и США будут себя чувствовать более раскованно в плане возможности принять меры против судовладельцев и страховщиков. Если цены на нефть немного уменьшатся, то США могут усилить давление. Но не фундаментально, не так, чтобы всех распугать и создать эффект дефицита российской нефти на мировом рынке».

Пересмотр ценового потолка в сторону повышения будет означать фактическое узаконивание западным сообществом роста нефтегазовых поступлений в российский бюджет, на что Еврокомиссия и «Большая семерка» не пойдут, считает Блохин из Альфа-банка. Это, по мнению аналитика, неприемлемо для коалиции в том числе потому, что необходимость пересмотра цен лишь в очередной раз продемонстрирует несостоятельность данной инициативы, а увеличение цен на российскую нефть станет контрпродуктивной мерой в рамках задачи по снижению доходов российского государства.

Начиная с июля нефтяная отрасль провалилась в период существенного дефицита, что делает дальнейшее давление на игроков на рынке затруднительным, полагает эксперт. Значительный рост премии за риск может заставить участников рынка фрахта проигнорировать риски, связанные с возможным вмешательством регуляторов и санкционным давлением со стороны США и коалиции. «Сейчас нефтяной рынок переходит в статус «рынка продавца», на котором условия диктуют поставщики нефти, а не покупатели, — говорит Блохин. — Это кардинальным образом отличается от ситуации, когда коалицией вводились ограничения, а профицит нефти позволял покупателям диктовать свои условия».

«В условиях действия ограничений, взятых на себя Россией и Саудовской Аравией, цены на нефть, скорее всего, останутся на текущем уровне, а Brent уверенно закрепится выше $85 за баррель, — добавляет Блохин. — По нашей оценке, цена на нефть марки Brent может подняться выше $95 за баррель, а дисконт на Urals — провалиться ниже $10 за баррель, что предполагает потенциальный рост цен на российскую нефть до уровня $85-90 за баррель. Мы не исключаем, что какие-то точечные меры правительством США могут применяться для запугивания игроков на рынке, но рассчитывать на то, что это будет носить системный характер и коснется всех участников рынка фрахта, нам представляется нецелесообразным. Введение санкций в отношении всех участников рынка транспортировки российской нефти сопряжено с рисками ограничения объемов перевозки и поставок нефти на рынок, что будет контрпродуктивным и приведет лишь к росту цен. Если в условиях сохранения текущего уровня ценового потолка «Большая семерка» и США займут активную позицию, это в очередной раз может привести к нарушению логистических цепочек. В случае образования локального дефицита это будет способствовать росту цен на рынке, в том числе и на российскую нефть. Для российского бюджета это не станет существенным ударом даже на фоне частичного снижения объемов поставок. Для США и всех участников западной коалиции рост цен на энергоносители несет в себе инфляционные риски, что, в свою очередь, может серьезно ударить по развитым экономикам, борющимся с надвигающейся рецессией».

Рекомендации, опубликованные западной коалицией, по мнению Лукичевой из «Финама», предназначены для компаний, которые работают в рамках западной системы перевозок. Но основная масса компаний, осуществляющих перевозки российской нефти, вряд ли связана отношениями с западными контрагентами. Авторы рекомендаций пытаются не признавать ту часть флота, которая не работает под контролем западных структур. Коалиция в своем документе предостерегает, что страховое покрытие этих перевозок не обеспечивает достаточных гарантий, а это чревато ущербом для окружающей среды, например в случаях аварий, утечек и разлива нефти. Непонятно, кто будет компенсировать ущерб. Санкции, если таковые будут использованы, могут навредить западным компаниям, которые работают с теневыми перевозками.

Пока США нашли только две такие компании, которые и подвергли санкциям. Возможно, будут найдены и другие. Лукичева согласна, что более жесткие санкции маловероятны, так как их применение к незападным компаниям все же ограничено. «Это может оказать негативное влияние на доступность нефти, что усилит рост цен на нее», — говорит Лукичева.

Автор: Алекс Будрис

Источник: Forbes.ru, 16.10.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики