Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В США рассмотрят иск на $1,7 млн из-за поставки нефти из России вопреки санкциям

В США рассмотрят иск на $1,7 млн из-за поставки нефти из России вопреки санкциям

В окружной суд штата Делавэр поступил иск от компании Tonzip Maritime Ltd. к Coral Energy Pte. Ltd. о взыскании более $1,7 млн из-за поставок нефти из России, обратил внимание RTVI. Дело о нарушении договора поставок из-за сотрудничества с российской компаний «Нефтиса», связанной с находящимся под санкциями Великобритании и ЕС миллиардером Михаилом Гуцериевым, слушается в суде в Великобритании, а суд в США просят обеспечить исполнение его решения и арестовать активы компании Coral.

По данным суда, зарегистрированная в Либерии компания Tonzip, владелец нефтяного танкера, подала иск к сингапурской компании Coral, зафрахтовавшей судно Tonzip для перевозки как минимум 100 тыс. метрических тонн нефти (более 725 тыс. баррелей) из Приморска в турецкий порт города Алиага или другой средиземноморский порт. В соответствии с условиями договора, Coral должна была обеспечить соблюдение санкционных законов Великобритании и Евросоюза. В числе прочего, договор запрещал Coral провозить на борту судна грузы, поставляемые подсанкционными российскими лицами или компаниями.

При этом компания Coral заключила договор о поставке нефти из Приморска с компанией «Нефтиса», которая связана с российским миллиардером Михаилом Гуцериевым.

Михаил Гуцериев является главным акционером промышленно-финансовой группы «Сафмар», в которую входит АО «Нефтяная компания «Нефтиса»». В 2023 году журнал Forbes оценил состояние Гуцериева в $3,5 млрд, он занял 34-е место в рейтинге богатейших бизнесменов России.

С 21 июня 2021 года Гуцериев был включен в санкционный список Евросоюза из-за «поддержки режима Лукашенко». Великобритания ввела санкции против Гуцериева в августе 2021 года. Также бизнесмен находится в санкционных списках Канады, Украины, Швейцарии и других стран. В сентябре 2023 года Европейский суд отклонил иск Гуцериева о снятии санкций ЕС.

В 2021 году Михаил Гуцериев после введения в отношении него международных санкций передал контроль над «Нефтисой» своему брату Саит-Саламу Гуцериеву, сократив свое участие в компании до 7%.

Дело Tonzip против Coral касается поставки нефти в ноябре 2021 года. По документам грузоотправителем значилась российская компания «Нефтиса». 17 ноября зафрахотванное Coral судно прибыло в порт Приморска и отгрузило нефть компании, связанной с находящимся под санкциями российским миллиардером, вопреки условиям договора.

В иске Tonzip к Coral говорится, что выполнение договора о поставке нефти от «Нефтисы», учитывая связь компании с подсанкционным лицом, должно было привести к аннулированию договора страхования судна из-за нарушения санкционного законодательства. Таким образом действия компании Coral по заключению договора с «Нефтиса» были нарушением договора фрахтования судна с Tonzip.

6 декабря 2021 года Tonzip заключила договор с третьей компанией, которая должна была забрать судно и доставить его в Сикку, Индия. Из-за того, что судно было передано компании Tonzip в Индии, а не в Средиземном море, компания понесла убытки, которые оценили более, чем в $1 млн — такую сумму установил суд в Великобритании, в который изначально обратилась компания. Суд также установил ежедневную пеню в $209 с даты прекращения договора — 24 ноября 2021 года — до даты вынесения решения.

Tonzip ожидает, что суд в Великобритании вынесет решение в ее пользу, и требует обеспечить исполнение решения и в американской юрисдикции. Tonzip хочет добиться выдачи судебного ордера о наложении ареста на морские суда и активы Coral, чтобы получить возмещение причиненного ущерба на сумму более $1,76 млн, включая сумму пени и затраты на адвокатов и иные издержки на обеспечение процесса.

RTVI обратился за комментариями в компании Tonzip и Coral, но на момент публикации не получил ответа на запрос.

Что известно о «Нефтисе»

Нефтяная компания «Нефтиса» была основана Михаилом Гуцериевым в 2008 году, она входит в промышленно-финансовую группу «Сафмар» наряду с «РуссНефтью» и «Русским углем». Основное поле деятельности «Нефтисы» — поиск и разведка месторождений, добыча и реализация нефти, компания объединяет более 20 добывающих предприятий в Самарской, Новосибирской и Тюменской областях, Ханты-Мансийском автономном округе, Пермском крае, Республике Коми и Удмуртии.

В 2022 году, по данным системы СПАРК, «Нефтиса» получила рекордную выручку — 92,7 млрд руб., что на 84,7 млрд больше, чем в 2021 году. Тем не менее убыток компании в 2022 году также оказался рекордным — более 7,075 млрд руб. Для сравнения в 2021 году чистая прибыль компании составила 313 млн руб. при выручке в 8,025 млрд.

В самой «Нефтисе» объясняли «Интерфаксу», что убыток при рекордной выручке связан с формированием резерва под обесценение одного из активов — АО «Новосибирскнефтегаз» (ННГ). Тем не менее индекс финансового риска «Нефтисы», в соответствии с данными СПАРК, является высоким.

Заместитель директора Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО, автор телеграм-канала IG Energy Игбал Гулиев объяснил RTVI, что убыток «Нефтисы» в 2022 году можно списать на то, что компания активно использует инновационные технологии в работе, в том числе применяет искусственный интеллект на месторождениях и в геологоразведочных работах.

«И в Сибири, и даже в Свердловской области, где не так много месторождений, «Нефтиса» развивает в том числе горизонтальное бурение. То есть одна из причин — расширение геологоразведочных работ, плюс официальная версия компании — это гигантский резерв под обесценение «Новосибирскнефтегаза». А так компании на внешний взгляд ничего плохого не грозит», — считает эксперт.

На момент публикации RTVI не получил ответа от нефтяной компании «Нефтиса».

Мешают ли санкции покупать российскую нефть

Ситуация в российской нефтяной отрасли сейчас улучшается, заявил RTVI директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов (ИЭФ) Алексей Громов. Это обусловлено широким несоблюдением санкций в отношении потолка цен на нефть и нефтепродукты из России.

«Если говорить по объему нефтегазовых поступлений, мы фактически 90% своего экспорта продаем по ценам выше ценового потолка, нефтегазовые поступления в бюджет растут. Хорошим показателем будет динамика нефтегазовых доходов отрасли по итогам третьего-четвертого квартала, которые должны оказаться, по моим ощущениям, сопоставимы с показателями прошлого года», — рассказал Громов.

Санкции, введенные странами Запада, по словам эксперта, пока не оказывают системного воздействия на российскую нефтяную отрасль. Игбал Гулиев добавил, что статистика Минфина также показывает положительную динамику в отрасли.

«Если посмотреть на статистику Минфина, мы увидим, что средняя цена Urals за последний месяц составила чуть более $83 за баррель, а Brent более $93, то есть дисконт в районе $10. Если мы посмотрим на статистику начала года, дисконт составлял $35-38, цифры говорят сами за себя», — подчеркнул он. 

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков согласился с тем, что отрасль ожидала худшей ситуации, но к концу 2023 года приспособилась к санкциям. Основные проблемы были вызваны двумя волнами введения санкций — эмбарго со стороны США и со стороны ЕС в декабре 2022 года и феврале 2023 года.

«В каждую из этих волн Россия вынуждена была предоставлять скидку на свою нефть, потому что нужно было подвинуть уже имевшихся поставщиков на азиатских рынках, прежде всего в Индии. Потом постепенно скидка уменьшалась, и если на пике она была где-то $35 на баррель, то сейчас она около $10 на баррель. Мы нашли новые рынки сбыта, большая часть того, что уходило в Европу, теперь уходит в Индию, увеличились поставки в Китай, в Турцию и даже на Ближний Восток и север Африки», — подчеркнул Юшков в разговоре с RTVI.

Сейчас российская нефтяная отрасль, несмотря на санкции, зарабатывает даже больше, чем предполагалось в бюджете, — в том числе за счет ослабления рубля к доллару, уверен эксперт.

«В первом полугодии 2023 года ситуация была достаточно тревожной, потому что скидка на российскую нефть была большой, сама нефть стоила относительно недорого — около $70 за баррель, поэтому Минфин вычитывал экспортную пошлину и налог на добычу полезных ископаемых, исходя из цен ниже $50, а во втором полугодии и цены на нефть выросли, и скидка уменьшилась, еще и рубль девальвировался во многом в августе-сентябре. Поэтому у нас средняя цена российской нефти сорта Urals в сентябре — где-то $83 за баррель, в рублевом выражении мы продаем нашу нефть по высокой цене», — объяснил Юшков.

К «потолку цен» на российскую нефть отрасль также успела приспособиться, в том числе из-за того, что ограничения были анонсированы летом 2022 года, а вступили в силу вместе с американским и европейским эмбарго — только в декабре 2022 и феврале 2023 года.

«За этот период в несколько месяцев разные компании скупали с мирового рынка нефтетанкеры, сформировался так называемый теневой флот, который понимает, что он может подпасть под санкции, но работает только на перевозку российской, иранской и венесуэльской нефти — суммарно около 700 танкеров. Они страхуются в неевропейских и неамериканских компаниях, рассчитываются только в национальных валютах, то есть не в долларах или евро, и получается, что они неуязвимы для санкций — попадание в санкционные списки означает, что твое имущество и счета на территории США или ЕС арестовываются, ты не можешь производить транзакции в долларах или евро. Но они этого и не делают, в этом и смысл. Этот флот и стал перевозить российскую нефть», — объяснил Юшков

Он также напомнил, что потолок цен вводит не запрет на покупку нефти, если она дороже $60 за баррель, а ограничения на перевозку и страхования судов. Таким образом, появление теневого танкерного флота нивелирует эффект от потолка цен.

«Даже ряд стран и экспертов Большой семерки отмечают, что потолок цен в настоящее время не работает. Не так давно эксперты G7 встречались по этому вопросу и отмечали важность пересмотра, потому что потолок цен остался на бумаге — и страховщики уже перестроились, и грузоперевозчики, сформирован определенный танкерный флот, которым мы можем перевозить нашу нефть и нефтепродукты», — заключил Игбал Гулиев.

Авторы: Мария Коломыченко, Татьяна Струкова
 
Источник: RTVI, 18.10.2023

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики