Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Ситуация на топливном рынке требует хирургического вмешательства»

«Ситуация на топливном рынке требует хирургического вмешательства»

Без независимой нефтепереработки проблему монополий не решить

Министерство экономического развития (МЭР) предложило правительству сохранить запретительные пошлины на экспорт бензина еще на один месяц – на август. Об этом накануне заявила глава ведомства Эльвира Набиуллина. «Мы внесли проект постановления в правительство на сырую нефть и бензин и предлагаем оставить ставки, какими они и были в июле», – цитирует ее слова РБК. Соответствующий проект постановления уже внесен в правительство.

Как напоминает «Взгляд», еще в начале июля вице-премьер Игорь Сечин заявлял, что уже нет необходимости продлевать запретительные меры, которые были введены в мае 2011 года с целью преодоления бензинового кризиса в России. Далее правительство каждый месяц продлевало запрет, а в июле ввело такую же меру относительно сырья для нефтепереработки – прямогонного бензина.

В то же время нефтяные компании жаловались, что искусственное сдерживание цен на топливо увеличивает расходы. Тогда Сечин объяснил им, что они путают понятие убытков с недополученной выгодой. «Мы слышали об этих заявлениях. Когда им говоришь о том, что, видимо, они перепутали убытки и свои прогнозы недополученной выгоды при сравнении с экспортной альтернативой, они соглашаются», – подчеркнул вице-премьер. При этом он заявил, что президент Дмитрий Медведев уже в курсе о тех мерах, которые собираются предпринять, чтобы стабилизировать ситуацию на рынке топлива.

Кроме того, в четверг стало известно, что 8 июля 12 нефтяных компаний подписали с Федеральной антимонопольной службой (ФАС), Ростехнадзором и Росстандартом соглашение, «направленное в т. ч. на стабилизацию ситуации на рынке нефтепродуктов». «В рамках этих соглашений нефтяные компании обязуются: модернизировать свои НПЗ для перехода на производство более качественных видов нефтепродуктов (до 2015 года); начиная с 2015 года обеспечить достаточное производство моторного топлива и предложение на внутренний рынок», – сообщается на сайте ФАС.

Среди компаний, присоединившихся к соглашению, значатся следующие: ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть», ТНК-ВР, Роснефть, Сургутнефтегаз, Татнефть, НК «Альянс», Башнефть, Славнефть, «Газпром», РуссНефть и НЗНП. Взамен этого ведомства пообещали нефтяникам отодвинуть срок вступления в силу техрегламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». В ФАС считают, что одной из причин возникновения дефицита бензина стало неготовность компаний к выполнению техрегламента.

Стоит напомнить, что сроки уже не раз переносились. Сейчас нефтекомпании попросили продлить срок оборота топлива «Евро-2» до 2013 года (сегодня замглавы антимонопольного ведомства Павел Субботин заявил, что этот срок будет продлен как минимум до середины 2012 года); переход на «Евро-4» состоится в 2014 году, а на «Евро-5» – в 2015 году.

Однако ведомства пообещали в случае неисполнения компаниями обязательств по модернизации НПЗ возбуждать дела, которые грозят нарушителям жесткими санкциями, вплоть до изъятия необоснованно полученного дохода.

Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов прокомментировал для KM.RU ситуацию на топливном рынке и заявление МЭР о возможном продлении запретительных пошлин.

– Я думаю, что это особо не снизит остроту проблемы, потому что наше правительство никак не хочет приступать к хирургическим мерам, а болезнь, кажется, требует хирургического вмешательства. Я глубоко убежден и много раз говорил, что без появления в России независимой нефтепереработки (т. е. которая бы не входила в состав вертикали нефтекомпаний) мы никогда не решим проблему монополий. Почему? Если у вас абсолютно вся переработка находится в руках ВИНКов, то вы можете создавать независимых заправщиков, заставлять их продавать через биржу, но все равно они всегда найдут какой-нибудь хитрый закон. Вы никогда не загоните их в ситуацию, когда действительно начнется какая-то конкуренция. Конкуренции в этой истории быть не может.

Тут может быть какая-то иная альтернатива. Например, приходит Путин, стучит кулаком по столу: «Цена на бензин должна быть 20 руб. за литр». Или, как я читаю в СМИ, справедливая цена на бензин должна быть 15 руб. за литр. Я не понимаю, что значит «справедливая цена» в условиях рынка. Другое дело, что рынка нет, но все равно «справедливая цена» – понятие эфемерное. Но по-другому не получается: либо государство вводит предел, говоря: «Столько максимум – и все» (но вы понимаете, что это – путь в никуда, т. к. это – фактически государственное ценообразование, которое ничего хорошего под собой иметь не будет), либо все-таки государство действительно задумается, что главная проблема у нас – это отсутствие конкуренции, и начнет лечить болезнь, как я уже сказал, хирургическим способом.

Тем более что глава ФАС, г-н Артемьев, давным-давно обещал нам «русское дело Рокфеллера»: напомню, что оно заключалось в расчленении компании «Стандартойл» и применении самых жестких антимонопольных санкций. Так вот, что-то я этого «русского дела Рокфеллера не вижу». Это раз. Во-вторых, вроде было обещание выделить какой-то один жалкий заводик. В-третьих, даже этот заводик не выделили и сказали: все равно эта мера не поможет, поэтому мы от нее откажемся. Но раз от этой меры откажемся, значит, ситуация не поменяется.

Поэтому тот потолок цен, который сейчас предлагается ФАС по сложной методике, ни к чему не приведет, потому что компании легко обоснуют вам, как образуется цена. Потому что если у вас – вся цепочка, от заправки до скважины, то вы сами, где нужно, покажете прибыль, где не нужно – уберете.

Поэтому я считаю, что эти все последние решения ФАС – полная ерунда. Кончится это тем, что осенью перед выборами государство введет тупо прямой потолок цен. Это приведет к тому, что до выборов (возможно, до президентских) цены будут на фиксированном уровне, после чего начнут расти еще в более быстрой прогрессии. А вот решимости создавать независимую переработку нефти в стране я у правительства, к сожалению, не вижу.

– Накануне 12 нефтяных компаний подписали соглашение с ФАС, Росстандартом и Ростехнадзором, согласно которому бизнесмены должны лишь к 2015 году модернизировать НПЗ к выпуску более качественного топлива. Как Вы считаете, почему нефтекомпании так неохотно идут на эту модернизацию?

– Наше государство всегда проявляло к нефтяным компаниям чудеса либеральности. Вспомните: сначала запретили стандарты топлива «Евро-2», а теперь их вернули. Поэтому какие гарантии, например, что если соглашение не будет выполнено, то к нефтяникам применят какие-то санкции? Никаких.

У нас вводились очень жесткие стандарты топлива, а потом государство их переносило и к нарушителям никаких санкций не применяло. Сейчас с 2012 года утилизация попутного нефтяного газа должна составить 95%. Все прекрасно знают, что этого не будет. И что будет с компаниями, которые нарушают эти нормативы? Ничего с ними не будет: условно говоря, наложат штраф в две копейки. Так было и с антимонопольной службой. Сколько обещали штрафов? Первая волна антимонопольных дел, вторая волна... И сколько они заплатили штрафов? Даже смешно об этом говорить!

Поэтому я аккуратно отношусь к таким соглашениям. Я – вообще жесткий сторонник того, чтобы запретить у нас топливо «Евро-2», «Евро-3», потому что это – действительно архаика, но к ценам это имеет отдаленное отношение. Если у нас нефтяные компании выполнят обязательства по модернизации, то это будет хорошо, потому что хотя бы экологическая ситуация в городах должна улучшиться за счет перехода на более качественный бензин, но цены от этого не уменьшатся – это мы должны понимать. Модернизацию нужно окупать, а окупать придется, естественно, за наш счет. Модернизация бесплатной не бывает. Так что тут тема модернизации заводов с темой цен на топливо не вполне связана: топливо не подешевеет, а, наоборот, подорожает.

Автор: Елена Колебакина

Источник: KM.RU, 22.07.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики