Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Выгодная дружба. Казахстан и Узбекистан перепродают российский газ в Китай

Выгодная дружба. Казахстан и Узбекистан перепродают российский газ в Китай

Казахстан заключил договор о поставках природного газа в Китай, хотя еще в начале года казахские власти намеревались прекратить экспорт в осенне-зимний период 2023-2024 годов, чтобы избежать дефицита на внутреннем рынке. Избыток газа в соседней стране может объясняться тем, что казахи перепродают на китайский рынок газ из России, рассказали aif.ru эксперты.

Неожиданный контракт

Экспортный контракт между казахстанской компанией QazaqGaz и китайской PetroChina International был подписан в рамках саммита «Один пояс — один путь», который прошел в Пекине. Новое соглашение рассчитано на период 2023-2026 годов, однако конкретные параметры сделки, в том числе объем поставок, сторонами не разглашаются.

Стороны заявили лишь то, что соглашение позволит вывести сотрудничество по экспорту казахстанского газа в Китай на новый уровень, а переговоры по нему проходили в течение всего 2023 года. Прежде китайская сторона уже покупала газ в Казахстане, но в небольших объемах.

Получает российский газ и Узбекистан. В начале октября президент Владимир Путин запустил поставки в эти две страны совместно с президентами Шавкатом Мирзиеевым и Касым-Жомартом Токаевым. Российский лидер заявил, что сначала Россия будет поставлять Казахстану и Узбекистану по три миллиарда кубометров газа, но позже эти объемы могут быть увеличены. Стоимость подписанных контрактов не раскрывается, однако в Казахстане сделку назвали выгодной.

Всего Китай получает трубопроводный газ из пяти стран — России, Казахстана, Туркмении, Узбекистана и Мьянмы. Потребности в энергоносителях определяются активностью китайской экономики, которая сейчас замедляется, однако КНР все равно остается крупнейшим из доступных российской стороне рынков сбыта.

Хотя параметры соглашения на поставку газа из Казахстана в Китай неизвестны, речь может идти о своповых сделках, допускает ведущий эксперт фонда национальной энергетической безопасности, научный сотрудник финуниверситета при правительстве РФ Станислав Митрахович. При таком типе сделок Казахстан получает возможность продавать китайской стороне свой газ, а потребности своего внутреннего рынка закрывать поставками из России.

«Своп — это просто обмен, когда один участник сделки передает товар второму участнику, а второй — третьему. Это может быть выгодно в силу географии и логистики, когда газ транспортируется на большие расстояния. Сделка помогает сократить путь товара к потребителю. Какие там объемы газа идут в Китай, мы с вами не знаем, но я думаю, что речь идет о небольших объемах. Расширение поставок всегда ограничено возможностями газотранспортных систем. Не вижу в этом никаких проблем для России, ведь мы всегда ищем возможности нарастить продажи», — сказал эксперт.

Зачем Россия разрешает перепродавать свой газ

Россия поставляет свои энергоресурсы и другие товары покупателям не только напрямую, но и через посредников, часто многочисленных — в новых экономических и политических условиях это нормально, считает политолог Дмитрий Журавлев. «Даже недружественные европейские страны, несмотря на все их громкие заявления о то, что они избавились от газовой зависимости от России, продолжают покупать наши газ и нефть, хотя в меньших объемах, чем до начала СВО. В том числе через Турцию и даже Украину», — напомнил эксперт.

Китай — дружественная страна, но и туда Россия может поставлять газ как самостоятельно, так и через посредников в лице Казахстана и Узбекистана, поскольку и тот, и другой соединены с КНР газопроводами, отметил Дмитрий Журавлев. Основной объем топлива через трубу в Китай поставляет богатая газом Туркмения, но при согласии сторон его может дозагрузить и Россия. Посредники возьмут за это плату, но российской стороне в любом случае выгоднее поставлять газ, чем не поставлять.

«Подобные соглашения отражают дружественную динамику отношений Москвы с Ташкентом и Астаной, хотя безоблачными их назвать нельзя. Все страны СНГ, с одной стороны, понимают, что Россия — их главный экономический партнер, но с другой, мыслят свою самостоятельность как степень отдаления от Москвы. Подросток считает себя взрослым, когда не выполнил просьбу мамы, а поступил по-своему. Так и тут. Казахстан и Узбекистан, конечно, дружественные страны, но расшибаться в лепешку ради России просто так они не станут. А вот выгодный газовый контракт — это с удовольствием, такие вещи укрепляют отношения. Это жест дружбы», — пояснил Журавлев.

России выгоднее поставлять максимально возможные объемы газа Китаю напрямую и не делиться прибылью с соседними странами, но поступать так — недальновидно, рассказал в беседе с aif.ru экономист Михаил Беляев.

«Конечно, можно мыслить в стиле дельца и все время пытаться угнаться за максимальной прибылью, но это может плохо закончиться. Стратегически России выгодно поддержать дружественные соседние страны, их экономику и энергобезопасность. Конечно, в идеальном мире лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным, но есть жесткие реалии и приходится искать компромиссы. Казахстан — это член Евразийского союза, а Узбекистан — государство — наблюдатель ЕАЭС, поэтому можно идти им навстречу, укрепляя тем самым экономические связи», — заключил эксперт.

Автор: Сергей Болотов

Источник: АиФ, 20.10.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики