Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Иран метит на место «Газпрома»

Иран метит на место «Газпрома»

Иран хочет выйти на рынок газа ЕС и предлагает построить трубопровод, альтернативный двум конкурирующим сегодня проектам — европейскому Nabucco и «Южному потоку» «Газпрома»

Иран, Ирак и Сирия подписали меморандум о строительстве газопровода через Ливан в Западную Европу, сообщила иранское агентство Shana. Источником сырья должно стать иранское месторождение Южный Парс, стоимость проекта — $10 млрд, протяженность трубы — 5000 км. Главное условие успеха — ресурсная база, заявил управляющий директор National Iranian Gas Company (NIGC) Джавад Оджи, извлекаемые запасы Южного Парса — 16 трлн куб. м. По его словам, разработкой маршрута и финансированием займется международная компания, которую еще предстоит выбрать, строительство может занять три-пять лет. Чиновники министерства нефти Ирака подтвердили WSJ факт подписания соглашения.

Иран занимает второе после России место по запасам газа: 29,6 трлн куб. м против 44,8 трлн, но текущая добыча страны в 4,2 раза ниже российской (данные BP Review). Газ Ирана — постоянная угроза для российского «Газпрома», отмечает Валерий Нестеров из «Тройки диалог».

Европа твердо намерена диверсифицировать импорт газа и избавиться от зависимости от России, уверен директор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров. У России два проекта по увеличению поставок газа в Европу — «Северный поток» и «Южный поток». Их общая мощность — 173 млрд куб. м, они должны быть введены в действие в 2011-2012 гг. и 2015 г. соответственно. Если бы Европа была против иранского проекта, она могла бы потребовать от Ирака отказаться от участия в нем, считает Сафаров. Представители Еврокомиссии и «Газпрома» не стали комментировать иранский проект.

Между тем канцлер ФРГ Ангела Меркель на прошлой неделе заявила, что Германия не нуждается в третьей нитке «Северного потока». Возможность ее строительства допускал ранее российский премьер Владимир Путин, а менеджеры «Газпрома» прогнозировали, что отказ Германии от АЭС повысит спрос на газ примерно на 20 млрд куб. м газа. Труба из Ирана — альтернатива и европейскому проекту Nabucco, строительство этого газопровода поддерживает ЕС. Его слабое место — отсутствие ресурсной базы.

Но Иран не станет конкурентом «Газпрому» на европейском рынке, солидарны эксперты. «Северный поток» почти уже построен, отмечает Нестеров, а успех «Южного потока» зависит от отношений с Украиной. Ни один инвестор не будет вкладывать в газопровод из Ирана, уверен директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов: «Пока позиция США в отношении Ирана не изменится, газовые проекты страны бесперспективны». Участие Сирии в меморандуме и вовсе выглядит странным, добавляет он: там революционная ситуация и масштабные антиправительственные выступления. Обсуждать потенциал газовых ресурсов Ирана бессмысленно, если речь идет о сложных проектах, затрагивающих широкий спектр геополитических интересов, согласен директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин: «Если же будет выбор между российским и иранским газом, Европа по политическим причинам скорее выберет первый».

Авторы: Екатерина Кравченко, Светлана Шуранова, Полина Химшиашвили

Источник: Ведомости, 26.07.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики