Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дизельный велосипед

Дизельный велосипед

Ситуация с демпфером показала, что опасно ломать уже работающий механизм и внедрять сомнительные налоговые новации

Ситуация с ценами на дизель и бензин на внутреннем рынке вызвала много эмоций и получила даже название "топливный кризис". Хотя такое словосочетание слишком эмоционально. На самом деле стоило государству вернуть полноценные выплаты по демпферу - и положение сразу же нормализовалось. Давайте немного разберемся в механике этой истории. Еще летом начали заметно расти экспортные цены на российскую нефть. А вот рубль, наоборот, заметно подешевел. Это привело к тому, что экспортная альтернатива, особенно по дизелю, стала заметно выгоднее.

Предвижу вопрос: "А почему у нас цена на бензин должна быть привязана к внешним рынкам?" Самое главное, о чем забывают эмоциональные сторонники административных запретов и фиксированных цен, заключается в том, что государство сознательно перенесло налоговую нагрузку в нефтяной отрасли с экспорта на добычу. Это именно то, что принято называть "большим налоговым маневром" в нефтяной индустрии. Напомню, он должен закончиться как раз в 2024 году. И экспортная пошлина вообще должна обнулиться.

Идея была простой - основной сбор с отрасли теперь не пошлины, а налог на добычу (НДПИ). Добывается ведь нефти заведомо больше, чем экспортируется, значит, казна оказывалась в серьезном плюсе. В этом и была цель реформы. Не забудем и еще один маленький нюанс. В формуле НДПИ есть прямая привязка к мировым ценам через один из коэффициентов. Таким образом, чем дороже нефть Urals на внешних рынках, тем больше размер НДПИ. Именно поэтому, чтобы иметь возможность платить повышенные налоги, нефтяники получили альтернативу: если более выгодно экспортировать нефтепродукты, это не возбранялось. А пошлинами экспорт уже не регулировался. Это был сознательный выбор государства - ему нужны были дополнительные доходы.

Инфографика "РГ"/ Александр Чистов

Но цены на внутреннем рынке заметно пошли вверх. Просто потому, что при такой системе налогообложения копании уходили в минус. И тогда в 2019 году был придуман демпфер. Государство возвращало нефтяникам часть собранных налогов за их согласие оставить на внутреннем рынке нужные объемы по ценам, рост которых не превышает инфляцию. Это важный момент, о котором все время забывают. Надо понимать, что основная выплата по демпферу покрывается дополнительными сборами по НДПИ. Данный механизм "вшит" в формулу НДПИ как еще один коэффициент (Кабдт).

В сентябре же в формулу демпфера решено было ввести коэффициент 0,5. Иными словами, уполовинить выплаты. А теперь добавим сюда два обстоятельства, о которых говорили в самом начале. Средняя цена на российскую нефть Urals при отгрузке из российских портов составляла в сентябре, по данным минфина, 83,08 доллара за баррель. Средний же курс рубля был выше 96 рублей за доллар. Это значит, что в сентябре баррель экспортной нефти стоил в среднем чуть дороже 8000 рублей. И налоги берутся именно с такой суммы. Чтобы вы понимали - в январе - марте цена была ниже 4000 рублей, в апреле - июне ниже 5000 рублей. Нефтяные компании не могли и платить налоги в полном объеме (особенно с учетом ряда изменений в НК РФ в 2022-2023 годах, повышающих налоговую нагрузку для отрасли), и держать низкие цены на внутреннем рынке. Расчеты показывают, что если взять ситуацию сентября, то без демпфера нефтяники просто получали бы убыток примерно в 60% от цены дизеля на заправке.

На самом деле у нас есть всего два варианта. Первый - действовать в советском стиле, устанавливать предельные цены, запрещать экспорт и отменять демпфер. Несложно догадаться, что будет дальше. Вы получите дефицит топлива, падение его качества, затем сокращение переработки, экспорта, обвальное падение налоговых сборов, рост социальной напряженности. Экономика государства пойдет в разнос.

Второй путь - уже придуман. И показал свою эффективность. Это демпфер. К чему изобретать велосипед? Собственно, это признало и правительство. Оперативно и разумно вернув прежнюю формулу. Правда, остался еще один вопрос. Платежи по демпферу по факту реализуются с задержкой в месяц. Поэтому в сентябре выплаты велись по августовским расчетам. Получается, что уполовиненный демпфер в сентябре не взымался. Отсюда и возник тезис о недополученных в бюджет доходах. Тезис на самом деле спорный. Просто потому, что изначально при официальном планировании бюджета вообще не шла речь об изъятии дополнительных средств из нефтянки через уполовинивание демпфера. И даже если в октябре вернуть компаниям из бюджета полный демпфер, их доход от продаж топлива на АЗС составит всего порядка 1%.

Так что нанести удар по ключевой бюджетонаполняющей отрасли - это так себе стратегия. Напомню, что нефтегазовые доходы федерального бюджета РФ должны увеличиться в 2024 году почти на 30% по сравнению с 2023 годом. Понятно, что государству сейчас остро необходимы деньги. Но не случайно на одном из совещаний президент Путин вспомнил про курицу, несущую золотые яйца - можно ее ощипать и сварить суп, но золота уже не будет.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Российская газета, 25.10.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики