Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В Киеве заявляют о новых угрозах для АЭС

В Киеве заявляют о новых угрозах для АЭС

Скорейшее завершение вооруженного конфликта украинские власти связывают с увеличением поставок оружия для ВСУ

Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) Алексей Данилов заявил, что произведенный на днях обстрел вблизи Хмельницкой АЭС, в котором Киев обвинил Россию, доказал необходимость скорейшего завершения военного конфликта. По его словам, это потребует максимальной помощи Вооруженным силам Украины (ВСУ). Представители Киева напрямую не могут признать, что ситуация приближается к опасной черте, и вынуждены облекать свои предупреждения в патриотическую обертку с призывами усилить поддержку ВСУ, отметили эксперты.

Секретарь СНБО Алексей Данилов прокомментировал сообщения о том, что предыдущей ночью район вблизи Хмельницкой АЭС был атакован российскими дронами. По его мнению, происшедшее послужило очередным напоминанием о том, что украинский военный конфликт следует поскорее закончить, но для этого нужна максимальная помощь ВСУ. В ходе того же телемарафона Алексей Данилов пообещал нарастить собственное производство боеприпасов, хотя и заметил, что здесь без помощи западных партнеров Украине невозможно обойтись. В связи с этим он также выразил уверенность, что назначение нового спикера Палаты представителей США Майкла Джонсона не повлияет на продолжение поставок американского вооружения для ВСУ. И попутно заверил в готовности Киева к отчетам за осуществленные поставки, за которые ранее высказался Джонсон.

Примечательно, что с похожими суждениями накануне выступил и президент Украины Владимир Зеленский. При этом он заявил, что наиболее вероятной мишенью для российских дронов была именно Хмельницкая атомная станция.

С чем можно согласиться, так это с тем, что продолжение военного конфликта приводит к дальнейшей эскалации и использованию все более нового вооружения, заметил «НГ» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. Притом что все большее количество прежних красных линий остается позади. В результате сегодня украинская сторона уже активно использует поставленные США кассетные боеприпасы. И если примерно полгода назад ее западные партнеры только рассуждали о вероятности поставок Киеву новейших танков, то теперь ведут подготовку к отправке также современных истребителей.

Понятно, если Запад продолжит втягиваться в конфликт на украинской территории, это грозит переходом к глобальному противостоянию, о чем в Москве давно предупреждали, уточнил Юшков. А в подобных обстоятельствах, продолжил он, и у энергетиков могли возникнуть опасения по поводу увеличения пределов допустимого также в действиях вокруг атомных электростанций. И хотя непосредственных ударов по ядерным реакторам они все же вряд ли ожидают, но обстрелов подстанций, сетей, инфраструктуры, видимо, не исключают. И возможно, представитель Киева тоже решил предупредить, мол, ситуация приближается к катастрофической черте.

«Понятно, он не мог высказать свою тревогу напрямую, чтобы его не обвинили в предательстве и желании перейти к переговорам о мире, когда их проведение официально запрещено в украинском государстве. А потому соответствующую обеспокоенность предпочли завернуть в обертку с патриотическими рассуждениями о необходимости наращивания помощи ВСУ», – допустил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.

В тот же день генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Рафаэль Гросси также уточнил, что взрывы вблизи Хмельницкой атомной электростанции 25 октября подтвердили нестабильность ситуации с ядерной безопасностью на украинской территории в условиях продолжающегося военного конфликта. «Тот факт, что многочисленные окна на месте были выбиты, показывает, насколько близко это было. В следующий раз нам может не повезти», – предупредил Гросси. По его словам, которые приводит пресс-служба МАГАТЭ, эксперты агентства рассказали о двух громких взрывах, а впоследствии им сообщили, что два беспилотника РФ были сбиты на расстоянии примерно 5 и 20 км от объекта. При этом прямого воздействия дронов на площадку станции не наблюдалось и также взрывы не повлияли на работу АЭС или ее подключение к электросети. Однако ударная волна повредила окна нескольких зданий на площадке, в том числе в проходе к корпусу реактора, в корпусе специального оборудования и учебном центре.

Очевидно, наряду с прочим в процессе оценки также следовало бы прояснить, способен ли подрыв двух дронов породить ударную волну, которая нанесла бы ощутимые разрушения на расстоянии в 5 и тем более 20 км. На таком расстоянии, пояснил «НГ» военный эксперт и историк, директор Музея войск ПВО Юрий Кнутов, ударная волна не могла привести к таким последствиям, чтобы были выбиты стекла и повреждены фасады. Исходя из описания происшедшего, можно предположить, что дроны были сбиты на территории самой станции. Еще один вариант – что использовавшиеся против дронов украинские ракеты вновь не ушли в режим самоликвидации, а взорвались вблизи станции.

В любом случае произошедшее действительно показывает, что с ядерными объектами следует обращаться с большой осторожностью. В еще большей степени это касается Хмельницкой АЭС, относящейся к станциям предыдущего поколения, на которых реальные военные риски могут возникнуть и по причинам, прежде не считавшимся опасными, резюмировал Кнутов.

Между тем в начале текущего месяца руководитель Главного управления разведки (ГУР) Министерства обороны Украины Кирилл Буданов выступил с нашумевшим заявлением о том, что с августа 2022 года подразделения ГУР трижды атаковали другую, Запорожскую АЭС, расположенную близ города Энергодара, пытаясь освободить ее территорию из-под контроля РФ. После чего гендиректор МАГАТЭ Гросси напомнил в одном из интервью: ранее президент Зеленский лично заверил его, что украинские военные не станут атаковать и обстреливать Запорожскую АЭС во время заявленного контрнаступления ВСУ.

Автор: Наталья Приходко

Источник: НГ, 26.10.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики