Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ирак, Иран и Сирия ополчились на Nabucco

Ирак, Иран и Сирия ополчились на Nabucco

Иран, Ирак и Сирия хотят создать свой газопровод в противовес Nabucco – газовую магистраль с крупнейшего иранского месторождения Южный Парс. В перспективе проект ценой $10 млрд может угрожать экспортным интересам «Газпрома» в ЕС, предупреждают эксперты.

Иран, Ирак и Сирия подписали меморандум по строительству газопровода с иранского месторождения Южный Парс в Европу, сообщает иранское информационное агентство IRNA. Проект, стоимость которого оценивается в $10 млрд, предусматривает транзит иранского газа в европейские страны, включая Грецию, по трубопроводу длиной 5 тысяч км, который будет пролегать по территории Ирака, Сирии, Ливана, далее газ будет поставляться в Европу по Средиземному морю.

Трубопровод, который уже получил название «Исламская магистраль», может войти в строй в период между 2014 и 2016 годами. Его проектная мощность – 110 млн кубических метров газа в сутки.

Ежедневная добыча газа в Иране, второй после России стране по газовым запасам, составляет почти 600 миллионов кубометров, причем почти весь этот объем потребляется внутри страны. С 2015 года в Иране рассчитывают вдвое увеличить добычу газа и поставлять на экспорт до 250 миллионов кубометров в сутки, в первую очередь за счет разработки месторождения Южный Парс. О своих потребностях в иранском газе уже заявили Ирак (10–15 млн кубометров в сутки), Сирия (15–20 млн кубометров) и Ливан (5–7 млн кубометров до 2020 года).

После подписания меморандума глава государственной иранской газовой компании NIGC Джавад Оджи заявил, что Южный Парс, с извлекаемыми запасами в 16 трлн куб. м газа, – это «надежный источник поставок, что является необходимым условием строительства газопровода – условием, которого нет у Nabucco». По его словам, к настоящему моменту проведено около 20 экспертных встреч с представителями Турции, Ирака и Сирии – представители всех этих стран дали соответствующие письменные разрешения.

Эксперты полагают, что этот проект действительно станет альтернативным для газопровода Nabucco, который находится в замороженном состоянии из-за отсутствия сырьевой базы. Nabucco, лоббируемый ЕС, планировалось проложить из Ирака, Азербайджана и Туркмении через территорию Турции. Иран также рассматривался в качестве ресурсной базы, однако был исключен из проекта в связи с экономическими санкциями ООН против страны.

«И Nabucco, и иранский проект ориентированы на газ с новых месторождений, поэтому они являются прямыми конкурентами», – констатирует глава East European Gas Analysys Михаил Корчемкин. Начало строительства Nabucco было отложено на два года, до 2013-го, а поставки по нему начнутся не ранее 2017 года; кроме того, источники наполнения Nabucco пока до сих пор не определены.

В долгосрочной перспективе иранский проект может стать еще и конкурентом российскому проекту «Южный поток» по поставкам в Европу. Реализация «Южного потока» затягивается: помимо затянувшихся экологических согласований с рядом стран, Турция пока не дает России добро на прокладку трубы в Черном море в своей экономической зоне. Но и в случае запуска «Южного потока» Европа может быть заинтересована в строительстве альтернативной трубы.

«Европа сейчас обеспокоена проблемами бесперебойности и диверсификации: она не хочет зависеть от России. А если пустить на рынок сразу несколько газовых поставщиков, то между ними возникнет конкуренция и конкурентные цены», – поясняет руководитель аналитического управления ИФК «Алемар» Василий Конузин. Если иранский проект будет реализован, то конкуренция «Газпрому» обеспечена, уверен аналитик.

Правда, перспективы реализации «Исламской магистрали» пока достаточно туманны.

Политические риски проекта, учитывая ситуацию в Иране и Сирии, достаточно велики. Кроме того, нельзя исключать, что у сторон возникнут проблемы с финансированием строительства, предупреждает гендиректор фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Нужно помнить и об экономических санкциях против Ирана, которые сохраняются до сих пор, добавляет аналитик.

Автор: Мария Малышева

Источник: Газета.RU, 25.07.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики