Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польша признала победу Газпрома

Польша признала победу Газпрома

Польша неожиданно признала правоту Газпрома в собственном суде и отказалась требовать 7,6 млрд долларов от российской компании. Это был закрытый процесс, который длился не один год. Почему Варшава пошла на такой шаг: унизила собственную антимонопольную службу, которая выставила этот внушительный штраф российской компании?

Польский суд во второй инстанции окончательно отменил решение о наложении штрафов на Газпром и на его пять европейских партнеров по строительству «Северного потока – 2», сообщило издание Puls Biznesu.

Польское антимонопольное ведомство UOKiK оштрафовало Газпром на внушительную сумму в 7,6 млрд долларов в 2020 году, а европейских партнеров – еще на 61 млн долларов. Речь идет о французской компании Engie, немецких Uniper и Wintershall Dea, австрийской OMV и англо-голландской Shell.

Польский суд первой инстанции встал на сторону антимонопольной службы Польши, а вот суд второй инстанции – нет. Это конец продолжающегося за закрытыми дверями судебного процесса, в котором российский газовый гигант боролся с решением польского антимонопольного регулятора UOKiK. Теперь решение главы UOKiK не имеет юридической силы и «оказалось в мусорке», отмечает западное издание.

В польском антимонопольном ведомстве сделали мину при плохой игре, заявив, что суд отказался от устного обоснования своего решения, поэтому там ждут письменного обоснования.

Какие у Польши вообще были претензии к Газпрому и его европейским партнерам по проекту «Северного потока – 2»? Ведь эта труба не идет по территории Польши, а польские компании никак не участвуют в этом проекте?

Эта история началась еще в 2018 году – в самом начале реализации проекта «Северный поток – 2» на этапе решения вопроса с финансированием проекта. По аналогии с первым «Северным потоком» Газпром и его пять европейских партнеров хотели разделить финансовые риски между собой. Планировалось создать совместное предприятие Nord Stream AG2, в котором половина акций принадлежит Газпрому, а половина – пяти европейским компаниям по 10%. Это компания-оператор, которая владеет газопроводом и должна была заниматься транспортировкой газа по трубе. Благодаря продаже акций проект получал финансирование от европейцев.

«Но чтобы закрыть сделку по продаже этих акций, необходимо было получить разрешение от антимонопольных органов всех стран, где у компаний, участвующих в сделке, есть какой-то бизнес. В целом это была формальная процедура: все страны выдали это разрешение, и только Польша не выдала. Она уже тогда пыталась вставлять палки в колеса этому проекту», – напоминает эксперт Финансового университета при правительстве и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Так как участники сделки имели бизнес в Польше, то пришлось с ее юридическим мнением считаться. Антимонопольщики Польши решили, что проект «Северный поток – 2» угрожает конкурентной среде на польском газовом рынке, и блокировали создание СП Газпрома с европейскими компаниями. Хотя, конечно, никакого вреда быть не могло, тем более от сделки по созданию СП, говорит Юшков.

Спор можно было решить в суде, но это отняло бы время: деньги нужны были сейчас, чтобы стройка не затягивалась. Поэтому Газпром с европейцами выполнили предписание антимонопольной службы Польши и не стали создавать СП. Компания-оператор «Северного потока – 2» так и осталась принадлежать на 100% Газпрому. Партнеры придумали другой способ финансирования: европейские компании просто выдали Газпрому кредиты, которые предполагалось отдавать за счет работы трубы. То есть Газпром платит Nord Stream AG2 за прокачку газа – и часть этих денег идет на погашение кредитов. 

«Однако польская антимонопольная служба на этом не остановилась и начала штрафовать Газпром и европейские компании за якобы невыполнение ее предписаний. 

Но ведь сделку по созданию СП не заключили, как хотели поляки, а согласовывать с антимонопольной службой Польши выдачу коммерческих кредитов не нужно, это абсурд, такого в европейском законодательстве нет. Поэтому европейские компании возмутились и пошли в суд», – отмечает эксперт ФНЭБ.

Первой была оштрафована французская Engie, и когда французы пошли в суд, поляки потребовали от Газпрома коммерческие документы по взаимодействию с партнером в рамках «Северного потока – 2», то есть помочь им «потопить» французов.

«Газпром, конечно, отказал, так как не обязан делиться коммерческими документами, и за это Польша тоже оштрафовала Газпром. В итоге в этот судебный процесс зашли чуть ли не все участники проекта», – говорит Юшков.

Почему польский суд неожиданно встал на сторону Газпрома и его европейских партнеров и «опустил» собственную антимонопольную службу?

«С самого начала все прекрасно понимали, что дело высосано из пальца: поляки непонятно за что штрафуют и просто пытаются препятствовать реализации российского проекта. 

Думаю, что польский суд понимал, что если бы он вынес вердикт в пользу антимонопольной службы во второй окончательной инстанции, то дальше дело естественно перешло бы в общеевропейскую юрисдикцию. А там дело сразу развалилось бы, и получилось бы, что польские суды либо ошибались, либо были предвзяты к Газпрому и к европейским компаниям. Зачем доводить до такого?» – рассуждает Игорь Юшков.

Польский суд решил не терять имидж, тем более что противостоять по указке США больше нечему, и заокеанский хозяин не рассердится. От решения польского суда запуск «Северного потока – 2» не зависит. Этот газопровод не может быть запущен, так как одна ветка взорвана, да и проекту так и не выдали разрешение на ввод в эксплуатацию, что в нынешней геополитической ситуации вряд ли возможно.

Все эти удары антимонопольной службы Польши были нужны тогда, чтобы помешать финансированию и строительству «Северного потока – 2». Судебная тяжба – это прекрасный способ затянуть реализацию неугодного по политическим причинам проекта. Но теперь в этом нет смысла.

«Газпром, конечно, не собирался оплачивать этот штраф, но тем не менее лучше, когда нет ни судебных разбирательств, ни юридических претензий по деньгам. 

Раньше Газпром был по одну сторону баррикад с европейскими компаниями в борьбе с Польшей – и это объединяло его и европейский бизнес. Теперь и это их не связывает», – отмечает нефтегазовый эксперт.

«Но в целом для Газпрома этот судебный процесс уже не важен, как и для Польши, поэтому она так легко и сдалась. Мы понимаем, что это судебное решение, скорее всего, было согласовано и с руководством страны, и с антимонопольным ведомством Польши», – говорит Юшков.

Можно напомнить, что Польша использовалась как орудие против «Северного потока – 2» заокеанскими соседями, когда США действовали еще в закрытую. Но когда США уже в открытую ввели санкции против «Северного потока – 2», запретив строить и финансировать проект, роль Польши в этой игре схлопнулась. Но когда даже это не смогло остановить российский проект и «Северный поток – 2» был достроен собственными силами, тогда уже в ход пошли террористические методы борьбы с экономическими конкурентами. Тем не менее ЕС до сих пор так и не осмелился ввести санкции против российского газа – ни трубопроводного, ни сжиженного.

Автор: Ольга Самофалова

Источник: Взгляд, 27.10.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики