Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия и Азербайджан обсудили расширение нефтепровода

Россия и Азербайджан обсудили расширение нефтепровода

Эта труба могла бы обеспечить транзит нефти в страны Персидского залива

Вице-премьер России Александр Новак и министр энергетики Азербайджана Парвиз Шахбазов в рамках форума «Российская энергетическая неделя» обсудили возможность расширения нефтепровода Тихорецк – Баку. Об этом сообщила 12 октября пресс-служба правительства России.

«В повестке переговоров – возможность расширения нефтепровода Тихорецк – Баку для реверсных поставок российской нефти в Азербайджан, а также перспективы выстраивания технологического сотрудничества между компаниями России и Азербайджана в рамках политики импортозамещения», – отмечается в сообщении правительства России.

По словам Новака, объем поставок российской нефти в Азербайджан может составить 4 млн т в год. Он уточнил, что этот проект предложила Россия. Но Азербайджан пока не принял окончательного решения об участии в нем и, по словам российского вице-премьера, «изучает детали». Новак добавил, что Азербайджан сможет перерабатывать российскую нефть на внутреннем рынке и увеличить экспорт собственного сырья (цитата по «Интерфаксу»).

Кроме того, Новак и Шахбазов обсудили расширение сотрудничества в нефтегазовой, электроэнергетической и атомной сферах.

Азербайджан транспортировал свою нефть по трубопроводу Баку – Новороссийск, в который входит участок Баку – Тихорецк, с 1997 г. Низкосернистая и более дорогая азербайджанская нефть в этой системе трубопроводов смешивалась с более тяжелой туркменской и каспийской, из-за чего ее стоимость на выходе снижалась. В октябре 2020 г. нефтепровод подвергся нападению на территории Азербайджана со стороны Армении, сообщала генпрокуратура Азербайджана. После этого поставки по трубопроводу прекратились. В 2019 г. по маршруту Баку – Новороссийск было прокачано 824 000 т нефти.

Изначально проект поставок нефти по маршруту Тихорецк – Баку предлагался как своповая схема: Россия должна была отправлять сырье на НПЗ в Баку, а Азербайджан – экспортировать аналогичный объем нефти по трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан (сейчас это основной маршрут экспорта нефти из страны. – «Ведомости»), поясняет ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Сейчас же Азербайджан не рассматривает проект как своповый, а хочет просто получать российскую нефть, уточняет Юшков. По его мнению, России выгодно диверсифицировать экспорт, но Азербайджан, скорее всего, захочет получить скидку, а свою нефть экспортировать уже по рыночным ценам.

В 2022 г. экспорт нефти из Азербайджана снизился на 4% до 26 млн т, но стоимость этих поставок выросла сразу на 47,4% до $19,48 млрд, сообщал «Интерфакс-Азербайджан» со ссылкой на государственный таможенный комитет страны. За первые восемь месяцев 2023 г. Азербайджан увеличил экспорт нефти год к году на 2,9% до 18,5 млн т, в денежном выражении поставки упали на 18,1% до $11,23 млрд.

Юшков добавляет, что у Баку есть определенные требования к качеству нефти. Поэтому Азербайджан, вероятнее всего, не захочет покупать сырье с каспийских месторождений, в том числе тяжелую нефть, которая сейчас поставляется по участку трубопровода от Махачкалы до Тихорецка, полагает он. В результате России нужно будет инвестировать в развитие инфраструктуры. «Получается, Россия должна будет вложиться в развитие инфраструктуры, чтобы продавать свою нефть со скидкой. [Отсюда возникает] вопрос целесообразности этого проекта», – говорит эксперт.

По мнению Юшкова, Россия могла бы рассматривать Тихорецк – Баку как транзитный нефтепровод и отправлять через Азербайджан часть объемов в Иран и, потенциально, далее до стран Персидского залива, чтобы отгружать сырье в Индию. Такой маршрут частично стал бы более экономически эффективной альтернативой черноморским проливам.

Авторы: Дарья Савенкова, Василий Милькин

Источник: Ведомости, 13.10.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики