Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Топливо на российских АЗС подешевело впервые с весны

Топливо на российских АЗС подешевело впервые с весны

Аналитики пока расходятся в прогнозах цен по итогам 2023 года

Стоимость бензина и дизельного топлива на российских АЗС за неделю с 25 сентября по 1 октября снизилась впервые с весны этого года, следует из данных Росстата. Бензин всех сортов подешевел впервые с 6 марта, а дизель – с 10 мая. По данным Росстата, литр бензина Аи-92 за неделю подешевел в стране на 0,4% до 51,41 руб., Аи-95 – на 0,5% до 56,16 руб. Цена дизтоплива снизилась всего на 0,1% до 64,9 руб./л. На предыдущей неделе Росстат фиксировал подорожание дизтоплива в стране в среднем на 1,7%, бензин прибавил 0,5%.

В Москве розничные цены на топливо за последнюю неделю также шли вниз: дизтопливо и Аи-92 подешевели на 0,5% до 62,07 руб./л и 50,68 руб./л соответственно, Аи-95 – на 0,6% до 56,16 руб./л. Об этом ранее сообщала Московская топливная ассоциация. Дизтопливо дешевело как на АЗС крупных нефтяных компаний, так и в независимых сетях заправок. Несколько компаний – «Газпром нефть», Teboil (бывшие АЗС Shell, которые выкупил «Лукойл») и «Транс АЗС» – сохранили цены на уровне предыдущей недели по всем видам топлива.

Также ФАС сообщила 4 октября, что «Нефтьмагистраль» (одна из крупнейших независимых АЗС) с 28 сентября снизила цены на 92-й бензин на 2,36 руб., Аи-95 – на 3,17 руб., на дизель – на 2,4 руб. Теперь их можно купить по 65,79 руб. за 1 литр дизеля, 54,91 руб. – Аи-92 и 59,92 руб. – Аи-95.

Снижение цен на АЗС началось вслед за временным запретом экспорта бензина и дизеля из России, которое было введено правительством 21 сентября для борьбы с серым экспортом топлива и для обеспечения нефтепродуктами внутреннего рынка. Это привело к увеличению запасов на 430 000 т, а также к стабилизации биржевых цен на топливо, которое транслировалось также в мелкооптовый сегмент, заявил курирующий ТЭК вице-премьер Александр Новак 4 октября телеканалу «Россия 24» по итогам совещания с нефтяниками. По его словам, оптовые цены на топливо на бирже СПбМТСБ снизились с момента введения ограничения на 16–20%.

По данным СПбМТСБ, оптовые цены откатились от рекордных уровней, но так и не стабилизировались. Например, цена на Аи-92 к 25 сентября упала на 21,4% по сравнению с рекордным уровнем 18 сентября до 55 451 руб./т. Но к 4 октября тренд изменился – рост в сравнении с 25 сентября составил 1,3% до 56 151 руб./т. Аналогичная динамика наблюдается по бензину Аи-95, а также по летнему дизтопливу. 4 октября 95-й бензин торговался по 58 587 руб./т, дизтопливо – по 57 004 руб.

Днем ранее Новак говорил, что ключевая задача правительства в том, чтобы цены на АЗС в течение года росли не выше инфляции. По оценке Минэкономразвития, годовая инфляция в России ускорилась до 5,94% на 2 октября с 5,74% на предыдущей неделе. Новак также подчеркивал, что ФАС активно работает над тем, чтобы снижение цен на бирже транслировалось в том числе на независимые сети АЗС, не принадлежащие нефтекомпаниям.

В комментариях пресс-службы Минэнерго «Ведомостям» указано, что меры, которые правительство приняло для насыщения внутреннего рынка, в том числе запрет на экспорт топлива, уже отразились в рознице. Снижение биржевых котировок сказалось на оптовых ценах на нефтебазах, а также на НПЗ. «Работа по дальнейшей стабилизации цен продолжается. По оценкам Минэнерго, в среднем динамика цен на АЗС вернется к уровню инфляции», – отмечается в комментарии.

По итогам совещания у Новака 4 октября вице-премьер также поручил компаниям быстрее транслировать снижение биржевых цен на мелкооптовый сегмент. Минсельхоз, регионы и ФАС должны провести мониторинг наценок при продаже дизтоплива для аграриев и обеспечить снижение цен у посредников. На совещании «поддержали подготовленные Минэнерго и Минфином меры стабилизации внутреннего рынка топлива по введению заградительных пошлин для отдельных категорий экспортеров», – сообщила пресс-служба правительства. Это сохранит экспорт добросовестных производителей и «закроет возможности для серого экспорта».

«Ведомости» направили запросы в ФАС, крупнейшим сетям АЗС и в Независимый топливный союз (НТС, объединяет независимые сети заправок).

Кроме эффекта от ограничения экспорта розничные цены на топливо в России снижаются из-за давления регулирующих органов и правительства на топливные компании, считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Также снижению цен на нефтепродукты способствовала выплата нефтяникам рекордного в 2023 г. демпфера в 298,7 млрд руб. в сентябре за август, добавляет эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Евгений Миронюк. Демпфер компенсирует за счет бюджета производителям нефтепродуктов разницу между экспортными и внутренними ценами на топливо.

По мнению Миронюка, правительство ставит задачу как можно быстрее снизить цены в опте, мелком опте и рознице. Это может стать условием отмены ограничения на экспорт, считает Юшков. Также перед отменой запрета на вывоз топлива правительство и нефтекомпании должны договориться о повышении коэффициента в формуле расчета демпфера. С 1 сентября в эту формулу был введен коэффициент 0,5, чтобы снизить отчисления из бюджета.

Дальнейшая динамика и оптовых, и розничных цен на нефтепродукты будет зависеть от дальнейших действий правительства, считает аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман. Если выплаты по демпферу вырастут, будет введено квотирование экспорта или вырастут экспортные пошлины, то оптовые цены на топливо могут стабилизироваться на уровне примерно на 10% ниже текущих, а цены на АЗС вернутся к показателям середины августа, отмечает он.

Новак 28 сентября рассказывал о мерах, которые правительство может принять после снятия ограничения на экспорт нефтепродуктов. По его словам, власти могут повысить заградительную экспортную пошлину с 20 000 до 50 000 руб./т для компаний, которые не производят нефтепродукты, или же запретить для них вывоз топлива за границу. Также власти обсуждают с компаниями увеличение выплат в рамках демпфера. Президент Владимир Путин также предлагал ранее квотировать экспорт нефтепродуктов.

Миронюк ожидает, что цены на бензин и дизтопливо в рознице останутся «вблизи текущих значений» до конца года, но их рост по итогам 2023 г. обгонит уровень инфляции. Юшков возражает: власти продолжат давить на нефтекомпании до тех пор, пока рост цен на АЗС не будет укладываться в инфляцию. По прогнозам Минэкономразвития, по итогам года инфляция составит 7,5%.

Автор: Дарья Савенкова

Источник: Ведомости, 05.10.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики