Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Спрос на газ в мире будет расти. Могут ли рассчитывать на успех российские экспортёры?

Спрос на газ в мире будет расти. Могут ли рассчитывать на успех российские экспортёры?

Предправления «Газпрома» Алексей Миллер считает, что мировой спрос на газ в ближайшие десятилетия будет только расти. Такое заявление он сделал на Петербургском международном газовом форуме. По словам Миллера, через 25 лет спрос на природный газ вырастет на 43%, а его доля в мировом топливно-энергетическом балансе достигнет 26%. Глава «Газпрома» связывает такие тенденции с продолжающимся увеличением роли газа в выработке электроэнергии. Поскольку потребности в электричестве возрастают, в том числе в связи с цифровизацией, использованием искусственного интеллекта в разных отраслях и работой с большими базами данных, будет расти и спрос на природный газ

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в беседе с «Московской газетой» отметил, что существующие тенденции позволяют говорить об обоснованности такого прогноза, однако нельзя быть уверенным в том, что энергопотребление и дальше продолжит расти теми темпами, которые можно наблюдать сегодня.

«Прогнозы на 25 лет делать, конечно, очень удобно. Через столько лет уже никто и не вспомнит, кто там что прогнозировал. Но основания для таких ожиданий сегодня действительно есть. Вопрос заключается в том, как этот спрос будет распределён по регионам. Потому что, допустим, европейцы взяли курс на полную декарбонизацию. Хотя и в Европе отношение к газу поменялось. Раньше его называли таким агрессивным парниковым газом и хотели как можно быстрее отказаться, но теперь считается, что газ, как и атом, всё-таки полезен для энергоперехода. Поэтому сейчас в Европе относятся к газовой генерации вполне позитивно. Но всё равно в Евросоюзе никто не отказывался от цели полной декарбонизации к 2050 году. То есть потребление газа к этому сроку там будет постепенно сокращаться», — пояснил Юшков.

С другой стороны, как отметил собеседник «Московской газеты», в азиатских странах такой цели перед собой никто не ставит. «Максимум, о чём заявляют в Азии – стремление к углеродной нейтральности, то есть там будут улавливать и захоранивать столько же парниковых газов, сколько производят. Но в том же Китае газовая генерация, как и любая другая, только растёт. Там даже не для отказа от угольной генерации, а хотя бы для предотвращения дальнейшего роста зависимости от угля, приходится прикладывать огромные усилия, и в том числе наращивать потребление газа. Поэтому в Китае, в Индии, в Юго-Восточной Азии спрос на газ будет расти. Но вопрос – насколько именно. И тут прогнозировать на 25 лет, конечно, очень сложно. За это время может прилететь много «чёрных лебедей». Взять хотя бы отношения между США и Китаем. А что, если между ними будет большой конфликт? Или экономические связи Китая с Европой и США будут разорваны? Ведь энергия в КНР используется в том числе для производства различных товаров, экспортируемых в Европу и США. И если что-то подобное произойдёт, энергопотребление в Китае снизится», — отметил Игорь Юшков.

По его словам, прогнозы о будущем росте спроса на газ верны, только если наблюдаемые сейчас тенденции в мировой экономике продолжатся.

«Вопрос в том, кто и кому будет этот газ продавать, и найдётся ли место для России на этом рынке? Я думаю, найдётся, в том числе на китайском рынке, и в том числе для трубопроводного газа», — заключил аналитик.

Кандидат экономических наук Константин Селянин также подтвердил, что большинство экспертов ожидает грядущего роста спроса на газ.

«Конечно, на этот счёт есть разные оценки. Международные организации называют меньшие цифры, чем назвал Миллер. Но главный вопрос здесь в том, какое место на рынке займёт Россия. По «Силе Сибири» можно поставлять около 40 млрд кубометров, а в Европу поставлялось 150 млрд. Строить ещё какие-то мощности на Китай – в этом есть определённая опасность. Потому что Китай ведёт себя совсем иначе. Во-первых, там есть возможность диверсифицировать поставки, и КНР вряд ли допустит такую зависимость именно от российского газа. Во-вторых, Китай требует себе определённых преференций. Они говорят: стройте мощности, можете брать у нас кредиты, которые потом ещё с процентами возвращать, а потом вы должны гарантировать нам поставки определённых объёмов по очень низким ценам, которые, в общем, никак не связаны с рыночными», — рассказал Константин Селянин.

Эксперт констатировал, что спрос на газ в мире действительно будет расти, но России воспользоваться этой динамикой будет сложнее.

«У нас добыча падала примерно на 20%, экспорт страдает ещё сильнее. И после потери европейского рынка наши экспортные возможности будут ограничены. Удастся ли приобрести ещё какие-то рынки, кроме китайского – большой вопрос. Ведь есть Катар, есть другие страны, в Израиле обнаружили газовые месторождения. Так что и конкуренция растёт, и в условиях санкций России пробиться на этот рынок будет труднее», — предостерёг экономист.

Селянин отметил, что намерения России завоевать лидерские позиции на рынке СПГ тоже столкнутся с определёнными трудностями.

«Надо понимать, что с точки зрения стоимости трубопроводный газ и СПГ – это две большие разницы. Трубопроводный газ гнать по налаженной инфраструктуре гораздо проще, чем добывать газ, сжижать его и куда-то везти морем. Так что по эффективности такой экспорт, даже если его удастся расширить, будет совсем другим. Кроме того, непонятно, куда девать уже имеющиеся трубопроводные мощности, в которые вложены десятки миллиардов долларов. Оставлять их просто так – это тоже потеря. Наконец, нужно помнить, что санкции и их последствия – это возможно надолго. Можно привести в пример Советский Союз, который начал продавать газ в Европу с 70-х годов. Но реальная зависимость, мощная представленность на этом рынке была достигнута только в нулевые, то есть на это понадобилось 30 лет», — констатировал эксперт.

Константин Селянин отметил, что тем же США и Катару бороться за рынок СПГ будет значительно проще, поскольку против них не введено никаких санкций.

«Санкции быстро вводят, но отменяют очень-очень медленно, десятилетиями. Напомню, что поправку Джексона – Вэника, которую ввели против СССР за препятствование выезду советских евреев в Израиль, ещё в начале 1970-х, отменили только в 2016-м. Поэтому, помимо того, что для отмены санкций должен смениться политический режим, нужны разные уступки, это ещё и очень долгий процесс. На США или Катар никакие санкции не давят, поэтому России придётся отвоёвывать своё место под солнцем», — заключил экономист.

В последнее время Катар и США, которые занимают лидерские позиции на мировом рынке сжиженного газа, действительно наращивают собственные возможности большими темпами. В США ожидается более чем двукратный рост объёмов производства СПГ, который должен достигнуть 170 млн тонн в 2027 году. Особенно показательно, что для поставок американского сжиженного газа в Германию будут использоваться участки трубопроводов «Северный поток» и «Северный поток-2», от которых прибыль планировала получать Россия. Катар, в свою очередь, ещё в 2021 году принял амбициозный инвестиционный план по освоению новых месторождений и расширению производственных мощностей. Благодаря запуску крупнейшего в мире завода по сжижению газа, эта небольшая страна к 2027 году планирует производить не менее 126 млн тонн СПГ.

Автор: Алексей Черников

Источник: Московская газета, 01.11.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики