Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефть соседа: какие преграды стоят на пути реверсного запуска трубопровода Тихорецк-Баку

Нефть соседа: какие преграды стоят на пути реверсного запуска трубопровода Тихорецк-Баку

Хотя этот проект выгоден как Баку, так и Москве, есть вопросы, которые сторонам необходимо решить, считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности РФ Игорь Юшков.
 
Вопрос реверсного запуска трубопровода Тихорецк-Баку для поставок российской нефти в Азербайджан вновь стал активно обсуждаться после встречи вице-премьера РФ Александра Новака с азербайджанским министром энергетики Парвизом Шахбазовым в середине прошлого месяца. Тогда стороны высказали мнение, что поставленные по нефтепроводу Тихорецк-Баку объемы российской нефти могут быть переработаны на территории Азербайджана.
 
На днях Новак встретился по данному вопросу и с министром экономики АР Микаилом Джаббаровым. Однако, как считают эксперты, говорить о реализации проекта еще рано, так как остаются открытыми некоторые вопросы.

Азербайджан сэкономит свою нефть

По мнению ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности России Игоря Юшкова, проект поставок российской нефти в Азербайджан по нефтепроводу Тихорецк-Баку крайне выгоден азербайджанской стороне.
 
Так, благодаря ему Азербайджан сможет покупать российскую нефть со скидной почти в 10-12 долларов за баррель.
 
"На пике скидок российская нефть продавалась с дисконтом до 35 долларов за баррель, а сейчас скидка на уровне 10-12 долларов за баррель. Но все равно выгодно купить российскую нефть подешевле, переработать на Бакинском нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ), часть нефтепродуктов оставить на внутреннем рынке, а излишки продавать по мировым ценам", - сказал Юшков в интервью Sputnik Азербайджан.
 
 
Таким образом, благодаря поставкам из России Азербайджан сможет высвобождать объемы своей нефти, которая сейчас перерабатывается на Бакинском НПЗ, и продавать по более высокой цене на мировом рынке.
 
При этом, считает эксперт, есть ряд проблем по реализации данного проекта. С одной стороны, кажется логичным продавать российскую нефть соседней стране, используя имеющуюся инфраструктуру, а не переплачивать за перевозку танкерами, например, в Индию.
 
Но, с другой стороны, сейчас нефтепровод Баку-Тихорецк принимает еще и нефть из Казахстана в Махачкале.
 
"Поэтому нужно еще думать, что делать с нефтью из Казахстана. Возможно, придется вообще не принимать ее, потому что Азербайджан не хочет брать казахстанскую нефть, так как она довольно тяжелая и сернистая, а Бакинскому НПЗ нужен российский сорт Urals. Он не настроен на казахстанскую тяжелую нефть. Куда ее деть - не совсем понятно, по данному нефтепроводу в год проходит около 3 млн тонн казахстанской нефти", - отметил Юшков.

Турция - третий игрок

Эксперт считает, что Россия была бы заинтересована в проекте Тихорецк-Баку, если он станет частью большего нефтепровода - до Ирана с выходом к Персидскому заливу.
 
"Тогда РФ рассматривала бы этот проект не только как возможность продать нефть для Бакинского НПЗ, но и как развитие коридора в обход черноморских проливов и сокращение маршрута. В таком случае российская нефть сразу попадала бы к берегам Индии - крупнейшего ее покупателя", - отметил Юшков.
 
По его словам, в таком случае он был бы экономически более выгодным для РФ маршрутом, учитывая, что постоянно повышается ставка транзита через Суэцкий канал. Но здесь возникает третий игрок в лице Анкары, которая не заинтересована в том, чтобы Россия построила такой нефтепровод, потому что Турция сооружает стамбульский канал.
 
"Турция не может взимать деньги за проход через проливы, а через канал может - в соответствии с международным морским правом. Поэтому получается, что два проекта – нефтепровод через Азербайджан и Иран и канал Стамбул – конкурируют", - добавил эксперт.
 
Он считает, что в этом плане Турция лоббировала бы отказ от нефтепровода для транзита российской нефти через Азербайджан.
 
Авторы: Айгюль Тагиева, Орхан Халилов
 
Источник: Sputnik Азербайджан, 03.11.2023 

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики