|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефть соседа: какие преграды стоят на пути реверсного запуска трубопровода Тихорецк-Баку Нефть соседа: какие преграды стоят на пути реверсного запуска трубопровода Тихорецк-БакуХотя этот проект выгоден как Баку, так и Москве, есть вопросы, которые сторонам необходимо решить, считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности РФ Игорь Юшков. Вопрос реверсного запуска трубопровода Тихорецк-Баку для поставок российской нефти в Азербайджан вновь стал активно обсуждаться после встречи вице-премьера РФ Александра Новака с азербайджанским министром энергетики Парвизом Шахбазовым в середине прошлого месяца. Тогда стороны высказали мнение, что поставленные по нефтепроводу Тихорецк-Баку объемы российской нефти могут быть переработаны на территории Азербайджана. На днях Новак встретился по данному вопросу и с министром экономики АР Микаилом Джаббаровым. Однако, как считают эксперты, говорить о реализации проекта еще рано, так как остаются открытыми некоторые вопросы. Азербайджан сэкономит свою нефтьПо мнению ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности России Игоря Юшкова, проект поставок российской нефти в Азербайджан по нефтепроводу Тихорецк-Баку крайне выгоден азербайджанской стороне. Так, благодаря ему Азербайджан сможет покупать российскую нефть со скидной почти в 10-12 долларов за баррель. "На пике скидок российская нефть продавалась с дисконтом до 35 долларов за баррель, а сейчас скидка на уровне 10-12 долларов за баррель. Но все равно выгодно купить российскую нефть подешевле, переработать на Бакинском нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ), часть нефтепродуктов оставить на внутреннем рынке, а излишки продавать по мировым ценам", - сказал Юшков в интервью Sputnik Азербайджан. Таким образом, благодаря поставкам из России Азербайджан сможет высвобождать объемы своей нефти, которая сейчас перерабатывается на Бакинском НПЗ, и продавать по более высокой цене на мировом рынке. При этом, считает эксперт, есть ряд проблем по реализации данного проекта. С одной стороны, кажется логичным продавать российскую нефть соседней стране, используя имеющуюся инфраструктуру, а не переплачивать за перевозку танкерами, например, в Индию. Но, с другой стороны, сейчас нефтепровод Баку-Тихорецк принимает еще и нефть из Казахстана в Махачкале. "Поэтому нужно еще думать, что делать с нефтью из Казахстана. Возможно, придется вообще не принимать ее, потому что Азербайджан не хочет брать казахстанскую нефть, так как она довольно тяжелая и сернистая, а Бакинскому НПЗ нужен российский сорт Urals. Он не настроен на казахстанскую тяжелую нефть. Куда ее деть - не совсем понятно, по данному нефтепроводу в год проходит около 3 млн тонн казахстанской нефти", - отметил Юшков. Турция - третий игрокЭксперт считает, что Россия была бы заинтересована в проекте Тихорецк-Баку, если он станет частью большего нефтепровода - до Ирана с выходом к Персидскому заливу. "Тогда РФ рассматривала бы этот проект не только как возможность продать нефть для Бакинского НПЗ, но и как развитие коридора в обход черноморских проливов и сокращение маршрута. В таком случае российская нефть сразу попадала бы к берегам Индии - крупнейшего ее покупателя", - отметил Юшков. По его словам, в таком случае он был бы экономически более выгодным для РФ маршрутом, учитывая, что постоянно повышается ставка транзита через Суэцкий канал. Но здесь возникает третий игрок в лице Анкары, которая не заинтересована в том, чтобы Россия построила такой нефтепровод, потому что Турция сооружает стамбульский канал. "Турция не может взимать деньги за проход через проливы, а через канал может - в соответствии с международным морским правом. Поэтому получается, что два проекта – нефтепровод через Азербайджан и Иран и канал Стамбул – конкурируют", - добавил эксперт. Он считает, что в этом плане Турция лоббировала бы отказ от нефтепровода для транзита российской нефти через Азербайджан. Авторы: Айгюль Тагиева, Орхан Халилов Источник: Sputnik Азербайджан, 03.11.2023 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|