Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Закон бумеранга. Санкции США против «Арктик СПГ 2» навредят мировому рынку

Закон бумеранга. Санкции США против «Арктик СПГ 2» навредят мировому рынку

Американские санкции против российского проекта «Арктик СПГ 2» создали неопределенность со сроками запуска завода, что, по мнению российских и зарубежных экспертов, нарушит баланс и будет способствовать росту цен на глобальном энергетическом рынке.

Реализуемый в Ямало-Ненецком автономном округе «Арктик СПГ 2» является проектом по крупнотоннажному производству сжиженного газа. Будущее производство состоит из 3 технологических линий по 6,6 млн тонн каждая (в совокупности 19,8 млн тонн СПГ в год). Контролирующим акционером с долей в 60% является российский «Новатэк», в числе совладельцев так же французская Total (10%), китайские CNOOC и CNODC (по 10% у каждой) и консорциум японских Mitsui & Co и JOGMEC — Japan Arctic LNG (10%).

«Это крупный проект, предполагающий 25-30 млрд долл. инвестиций, — объясняет замгендиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. — И даже при умеренных ценах он может генерировать 6-8 млрд долл. выручки в год».

Минфин США 2 ноября запретил взаимодействие в рамках проекта, рассчитывая заблокировать его реализацию. «На прошлой неделе мы ввели новые санкции против проекта „Арктик СПГ 2“... Наша цель — задушить его», — не скрывал своих целей перед сенаторами помощник госсекретаря США по вопросам энергетики Джеффри Пайетт. Но в результате санкционная дубина ударит по западным странам. "США впервые прямо нацелились на способность России экспортировать сжиженный природный газ, что может вызвать сбои на глобальных энергетических рынках, чего Вашингтон до сих пор стремился избежать",- пишет со ссылками на экспертов респектабельная Financial Times«. «Если „Арктик СПГ 2“ не начнет экспорт в 2024 году по графику, рынки останутся в напряжении», — приводит газета тщательно подобранные формулировки специалиста по газу из школы международных и общественных отношений Колумбийского университета Анн-Софи Корбо.

Опасения экспертов оправданны. «Арктик СПГ 2 — это примерно 5% мировых мощностей, с учетом планирующихся вводов ближайших лет, актуальная цифра будет в районе 3-3,5%», — поясняет Алексей Гривач. Даже министр промышленности Японии Ясунори Нисимура осторожно высказался, что действие санкций против такого проекта «неизбежно окажут определенную степень воздействия на Японию».

Но в Вашингтоне, вероятно, преследуют свою, сугубо прагматическую цель. «От конкуренции с российским трубопроводным газом в Европе они избавились в результате диверсий на Северных потоках и внесением Северного потока-2 в SDN лист, — напоминает Алексей Гривач. — Теперь хотят санкционный трюк провернуть с российским СПГ. А любое ограничение конкуренции ведет к относительному росту цен для потребителей, в первую очередь для Европы и Азии», — пояснил эксперт.

При этом и Россия, как главная цель санкций, окажется в числе пострадавших. «Сейчас трудно сказать, удастся ли нам самостоятельно запустить проект и в какие сроки, — говорит Алексей Гривач. — Ситуация пока неопределенная и зависит от того, как поведут себя партнеры по проекту». Возможно, как это уже не раз бывало, трудности мобилизуют нас и сподвигнут выйти на новые технологические рубежи. «Если проект удастся запустить и вывести на проектную мощность в условиях блокирующих санкций США, — предполагает эксперт, — то это будет большим шагом вперед с точки зрения технологического суверенитета в области СПГ», — заключил Алексей Гривач.

Автор: Евгений Никтовенко

Источник: АиФ, 13.11.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики